Тема 14 Семья в социальном пространстве
Тест
Тематика рефератов
1 Существующие в мире системы образования.
2 Многоступенчатая система подготовки специалиста в современных условиях.
3 Национальная идея в образовании.
Вопросы для самоконтроля
1 Что такое образование?
2 Что включает содержание образования?
3 Какие функции выполняет образование?
4 Каковы виды образования?
5 Какие элементы присущи образованию?
6 В чем особенность современных образовательных систем?
7 Что такое система образования?
8 Какова структура системы образования?
9 Каковы основные направления развития современных систем образования?
10 Каковы глобальные тенденции развития мирового образования?
11 Какие элементы включает Национальная система образования в Республике Беларусь?
12 Каковы принципы национальной системы образования в Беларуси?
Литература
1 Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Г.В. Бороздина. - Мн. : Изд-во Гривцова, 2009. -335 с.
2 Об образовании: закон Республики Беларусь от 29 окт. 1991 г., № 1202 –ХП (с измен. и доп. от 11 июля 2007 г., № 253-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 171, 2/1350.
3 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республ. Референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Мн.: Амалфея, 2006.- 92 с.
4 Основные направления развития национальной системы образования. - Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 1999.
5 Педагогический словарь : для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005.- 176 с.
6 Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2006. - 928 с.
7 Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. - М.: Педобщество России, 2000. - 416 с.
8 Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 416 с.
9 Реан, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для сту-дентов высших учебных заведений / А.А. Реан [и др.]. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
10 Харламов, И.Ф. Педагогика: компактный учебный курс: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - Мн.: Вышэйшая школа, 2001.- 272 с.
1 Процесс и результат обучения и воспитания - это …:
а) социализация;
б) воспитание;
в) развитие;
г) образование.
2 Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности, - это …:
а) цель обучения;
б) содержание образования;
в) предмет дидактики;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
3 Принцип современной системы образования, который ориентирует на взаимное уважение учащихся и педагога, защиту прав каждого человека, сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала - это …:
а) принцип дифференциации;
б) принцип стандартизации;
в) принцип гуманизма;
г) принцип многоуровневости.
4 Одним из основных принципов национальной системы образования и воспитания (закон «Об образовании в Республике Беларусь»), который предполагает использование национальной культуры для развития национального самосознания и воспитания национальных качеств белорусов, является:
а) принцип приоритетности образования;
б) принцип обязательного базового образования;
в) принцип национально-культурной основы образования;
г) принцип научности.
5 Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни …:
а) дошкольное образование, общее образование, профессиональное образование, образование взрослых;
б) начальное образование, базовое общее образование, профессио-нальное образование, образование взрослых;
в) дошкольное образование; общее базовое образование, общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специ-альное образование; высшее образование; послевузовское образование.
6 Общее образование в Республике Беларусь - это …:
а) 1- 4-й классы;
б) 5- 9-й классы;
в) 1- 9-й классы;
г) 10- 11-й классы.
7 Система образования, призванная обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации - это …:
а) средне специальное образование;
б) высшее образование;
в) последипломное образование;
г) дополнительное образование.
8 Нормативный документ, который устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования, а также максимальную учебную нагрузку, - это …:
а) учебный план;
б) государственный образовательный стандарт;
в) тематический план;
г) учебная программа.
9 Кому из ученых-педагогов принадлежит идея непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни):
а) Аристотелю;
б) Я.А. Коменскому;
в) И.Г. Песталоцци;
г) Ж.-Ж. Руссо.
10 Какая из функций образования не является основной:
1) оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры;
2) вхождение человека в мир культуры;
3) средство развития и становления человека как личности и профессионала;
4) способ социализации личности, процесс ее самоутверждения;
5) средство обеспечения преемственности поколений;
6) фактор социального прогресса;
7) ускоритель культурных перемен и преобразований;
8) среда общения.
11 Назовите основные элементы образования в рамках конкретного образовательного учреждения:
1) цели образования;
2) содержание образования;
3) формы организации образовательного процесса;
4) субъекты и объекты образовательного процесса;
5) образовательная среда;
6) способы получения образования;
7) результат образования;
8) все ответы
12 Содержание образования на основе анализа человеческой культуры можно понимать как совокупность:
1) системы знаний о природе, обществе, человеке;
2) опыта осуществления различных способов деятельности;
3) опыта творческой деятельности по решению новых проблем;
4) опыта ценностного отношения к миру;
5) все ответы.
13 К способам получения образования в мировой и отечественной практике относятся:
1) дневная форма обучения;
2) экстернат;
3) дистанционное обучение;
4) заочная форма обучения;
5) все ответы.
14 Формами организации образовательного процесса являются:
1) урок;
2) лекция;
3) семинар - практическое занятие;
4) лабораторный практикум;
5) учебная экскурсия;
6) групповые или индивидуальные консультации;
7) контрольная работа;
8) все ответы