Законодательный процесс. Его принципы и стадии

Внутренняя структура палат

Нижняя палата (Представителей) избирает из своего состава председателя палаты и его заместителя; создается совет палаты (постоянно действующий орган, действует в межсессионный период) (ст. 22-28 регламента палаты Представителей) в составе председателя, его заместителя, председателей постоянных комиссий и 6 депутатов, избираемых в палату представителей. Задачи совета палаты:

1. Организация законодательной работы

2. Предварительное рассмотрение вопросов, относящихся к компетенции палаты представителей

3. Организация работы постоянных комиссий

Постоянные комиссии.14 в палате представителей. В течение всего срока действия палаты. Могут создавать рабочие группы для решения отдельных вопросов (из состава членов комиссии и других депутатов + эксперты)

Временные комиссии.Для решения отдельных вопросов.

Депутатские группы.Создаются для коллективного обсуждения законопроектов и другой депутатской работы. Могут создаваться в виде постоянных и временных групп. Требования численного состава (минимум 10 человек).

Обеспечение деятельности палат осуществляет секретариат.Состоит из начальника, его заместителя и структурных подразделений.

Совет Республикиимеет свои органы. Избирает из своего состава председателя и заместителя. Создаются постоянные комиссии (количество не определено). Могут создаваться временные комиссии. Коллегиальный органом является президиумСовета Республики. Его состав такой же, как в палате Представителей. Задачи – те же. Совет Республики также создает свой секретариат.

Основной задачей парламента является законодательная деятельность.

Законодательный процесс осуществляется на основе принципов:

1. Принцип демократизма – свободный порядок разработки, обсуждения, коллегиальность принятия законов

2. Принцип гласности – реализуется в открытой процедуре разработки и обсуждения законов

3. Принцип законности – НПА должны приниматься в рамках правомочий парламента (определяются КРБ)

4. Принцип научной обоснованности – предполагает предварительную проверку необходимости принятия закона, обоснованности и возможности его принятия

5. Принцип обеспечения прав и свобод личности

Законодательный процесс начинается с законодательной инициативы (специально закрепленная КРБ за ее субъектами правомочия вносить подготовленные ими законопроекты непосредственно в законодательный орган, либо вносить мотивированные предложения о принятии закона). Правотворческая инициатива реализуется двумя способами:

1. Внесением проекта законодательного акта в Парламент

2. Внесением мотивированного предложения о принятии закона

В зависимости от категории вносимого законопроекта, можно определить 2 круга субъектов законоадтельной инициативы:

1) Субъекты, имеющие право вносить простые законы

2) Субъекты, имеющие право вносить законы о внесении изменений в КРБ

 

Субъекты законодательной инициативы (ст. 99 КРБ):

1. Президент (лично или через уполномоченный орган)

2. Депутаты палаты представителей (коллективно или индивидуально)

3. Члены совета республики (только коллективно в форме решения)

4. Совет министров (назначает докладчика, как и от Президента)

5. Законодательной инициативой обладают 50 000 граждан избирательного корпуса. Должна быть создана инициативная группа, которая собирает подписи, после она же разрабатывает проект закона, он проходит экспертизу, законопроект поступает в палату представителей (глава инициативной группы имеет право участвовать в создании закона). Проект подлежит обязательному рассмотрению.

В порядке народной инициативы рассматривают дела о внесении изменений и дополнений в КРБ и иные законы и истолковании принятых законов. В приоритетном порядке рассматриваются законопроекты, непосредственно направленные на реализацию КРБ. В первоочередном порядке рассматриваются законопроекты, подготовленные на основе актов союзного государства, имеющих статус рекомендаций. Срочныезаконопроекты рассматриваются в течение 10 дней (таковыми может объявить Президент).

Законодательный процесс в парламентеосуществляется преимущественно на основе государственных программ и ежегодных планов подготовки проектов нормативных актов. Поступивший законопроект направляется в секретариат палаты Представителей, который рассматривает, правильно ли он оформлен. Далее председатель палаты назначает головную постоянную комиссию, которая направляет законопроект в комиссии, которые имеют отношение к этому проекту. Изменения в поступивший проект могут вноситься только с согласия субъектов законодательной инициативы.Затем доработанный проект поступает в совет палаты. Если депутаты не пришли к какому-то общему мнению, то вариант вноситься в варианте автора. В первом чтении включается в рассмотрение сессии. Заслушивается доклад субъекта законодательной инициативы (концепция, структура, целесообразность принятия). В первом чтении принимается большинством голосов. Результаты в виде постановления палаты. Законопроект передается на доработку в комиссии. Параллельно сработает секретариат палаты, который делает экспертизу проекта. Исправленный вариант передается Президенту.

Второе чтение начинается с доклада председателя комиссии, обсуждается название законопроекта, преамбула, текст, проводится голосование (по статьям, разделам или другим структурным частям). Головная комиссия направляет проект закона Президенту, который изучает его в течение 10 дней, проект возвращается в палату, и голосуется (половина от палаты). Может быть отклонен либо отправлен на повторное рассмотрение в первом чтении. Программные законы принимаются 2/3 голосов. Визируется председателем головной комиссии, руководителем секретариата, руководителем структурных соединений и председателем палаты.