Воспитательные организации

Воспитание осуществляется в воспитательных организациях различных видов и типов, а также системами воспитания и органами управления ими различного уровня.

Воспитательные организации - одна из разновидностей социальных организаций, в которой наличествуют фиксированное членство, а также системы власти, социальных ролей и формальных позитивных и негативных санкций (Т.А.Василькова).

Воспитательные организации - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по ряду относительно автономных параметров.

По принципу вхождения человека в воспитательную организацию можно выделить обязательные (школа), добровольные (клубы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, психическими и иными аномалиями).

По юридическому статусу воспитательные организации могут быть государственными, общественными, коммерческими, конфессиональными, частными.

По ведомственной принадлежности - это организации Министерства образования, других министерств (здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты и т. д.), профсоюзов, спортивных союзов; по уровню подчиненности - федеральные, региональные, муниципальные.

По степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения).

По длительности функционирования - постоянные (работающие в течение года) или временные (функционирующие во время каникул).

По половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные.

У всех воспитательных организаций общая задача - воспитание человека, но решается она каждой из них несколько по-разному, и роль их не только не одинакова, но и не равна.

Через систему воспитательных организаций общество и государство стремятся обеспечить равные возможности, с одной стороны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с другой стороны - для реализации каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов.

В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль.

С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая часть социализации. С другой стороны - они влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации.

Основные функции воспитательных организаций в процессе социализации (В.А.Мудрик):

- приобщение человека к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;

- автономизация подрастающих поколений от взрослых;

- дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

В процессе стихийной социализации воспитательная организация как всякая социально-психологическая общность влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми устремлениями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, которые при этом стихийно получают воспитуемые, в большой своей части оказываются «непрактичными» для взаимодействия в воспитательной организации с точки зрения ее основной функции - воспитания, но помогают адаптироваться в жизни общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В относительно социально контролируемой социализации воспитательные организации играют ведущую роль, т.к. именно в них осуществляется социальное воспитание человека посредством приобретения институциализированных знаний, норм, опыты.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия и обучения ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Индивидуальная помощь человеку реализуется через оказание содействия в решении проблем; создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций, в которых человек может позитивно раскрыться, реализоваться, утвердиться и т. д.; стимулирование саморазвития.

В различных типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, образования, и индивидуальной помощи) существенно различаются. Различия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных (несформулированных) концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работающие в них педагоги.

Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы. В наиболее общем виде коллектив можно определить как формальную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.

В воспитательной организации создаются первичные коллективы (классы, кружки, секции, клубы и т. п.), совокупность которых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации. Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности. В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.

Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что коллектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя. Первый - нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями. Второй - нормы и ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий - нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие непосредственно в коллектив.

В любом коллективе складываются две структуры отношений - формализованная и неформализованная. Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Формализованная структура отражает деловые отношения всех членов коллектива и отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива.

Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и психологический.

Социальный аспект включает ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами организации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям).

Психологический аспект - это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение, если оно проявляется в жизнедеятельности, может вызвать негативные санкции, а если не проявляется, может вести к внутреннему напряжению, фрустрации.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем проявляются особенности воспитания как социального института?

2. Изложите суть основных видов воспитания?

3. Каковы задачи социального воспитания?

4. Как влияют объективные и субъективные факторы на социальное воспитание?

5. Раскройте содержание методов, средств и форм социального воспитания.

6. В чем проявляется основная задача воспитательных организации?

 

Литература

Богданова Р.У. Как созидать вместе: Книга для педагога об организации созидательной жизни школьников. СПб., 2001.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000.

Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.

Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М., 2010.

Детское движение: проблемы, ориентиры, действия / ред. А.Т. Бойцова, Т.Н. Голубева, В.Н. Киселёв [и др.]. СПб., 2002.

Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М., 2005.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педвузов /под ред. В.А.

Сластенина. М., 2003.

Луначарский А.В. Собрание сочинений в трех томах. М.,1988.

Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.

Плоткин М. М. Теория и практика социального воспитания школьников. Автореферат по ВАК 13.00.01. М., 2004.

Рожков М.М., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.

Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М., 2005.

Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: метод, пособие / сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова; под ред. Т.В. Черниковой. М., 2006.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская [и др.]; под ред. А.В. Мудрика. М., 2004.

Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 2-х томах. - М. , 1974.

Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве времени Детства. М.,1997.