Права потребителей

 

15 марта 1962 г. президент США Д.Кеннеди принял Декларацию прав потребителей, в которую вошли четыре основных права:

- на безопасность товаров и услуг;

- на информацию;

- на выбор товаров и услуг;

- быть услышанным.

Международная общественность добавила к ним ещё 4 права:

- на удовлетворение основных потребностей;

- на возмещение ущерба;

- на потребительское образование (просвещение);

- на здоровую окружающую среду.

Теперь это заповеди ООН для потребителя, а 15 марта – Всемирный день потребителя.

 

16 января 1996 г. вступила в силу новая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей».

Этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в Законе:

- потребитель - гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли;

- изготовитель - организация независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель. Производящие товары для реализации потребителям;

- исполнитель - организация независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

- продавец - организация независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договорным ценам (купли – продажи);

- стандарт - госстандарт, санитарные нормы и правила, СниПы и др. документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг;

- недостаток товара - несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товаров;

- существенный недостаток товара - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;

- безопасность товара - безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы.