Этапы психологического исследования

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

МЕТОДИ ПСИХОЛОГІЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Психологическое исследование: требования к организации и его этапы. Классификация методов исследования. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии.– М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – С.6-15

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование — это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследова­ние, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований[11]:

Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку.

Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.

Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной.

Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Номер этапа   Наименование и содержание этапа
I Подготовительный этап состоит из изучения научных данных по исследуемой проблеме, определения цели, задач, рабочей гипотезы и выбора методов исследования
II Этап сбора фактических данных реализует конкретную стратегию исследования и представляет собой ряд последовательно включаемых звеньев экспериментальных заданий
III Этап количественной и качественной обработки данных исследования включает применение методов математической статистики для обработки эмпирических данных и их качественный анализ
IV Интерпретация результатов исследования и формулирование выводов

Классификация методов исследования

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности[12].

Методы научного исследования — это приемы и средства, с помощью которых ученые получают объективные знания о мире, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов[13]:

1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия. Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 1).

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Рис. 1. Основные эмпирические методы психологии