Иванова Г.А.

Горбенко В.И.

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин СЗФ РПА Минюста России.

Риторика: учебное пособие / Г.А. Иванова. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России, 2014. – с.

Учебное пособие предназначено для самоподготовки студентов при изучении дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой коммуникации», «Русский язык и деловой этикет», «Культура речи и этикет», «Риторика», «Профессиональная культура юриста». Основное внимание уделяется нормативным и коммуникативным аспектам культуры профессиональной речи юриста. В практической части представлены активные и интерактивные коммуникативные технологии, направленные на совершенствование коммуникативной компетенции. Включены оригинальные коммуникативные задания и упражнения охватывают наиболее трудные случаи употребления единиц русского языка с учетом требований профессиональной подготовки юриста. Учебное пособие рассчитано на студентов очной и заочной форм обучения РПА Минюста России по всем специальностям.

Учебное пособие обсуждено и одобрено кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин (протокол № от 2013 г.) и рекомендовано Методическим советом Северо-Западного (г. Санкт-Петербург) филиала Российской правовой академии Минюста России (Протокол № от г.).


Оглавление

Предисловие. 5

Раздел 1. Коммуникация в профессиональной деятельности юриста. 6

1. Особенности устной коммуникации в профессиональной деятельности юриста. 6

2. Диалогизм автокоммуникации – основа риторической рефлексии. 17

3. Этика профессиональной коммуникации юриста. 30

4. Ассертивное речевое поведение в коммуникации юриста. 36

5.Типы речевой культуры.. 45

6. Коммуникативные качества речи и языковые нормы.. 48

Раздел 2. Основы общей риторики как науки, технологии и искусства убеждения. 66

1 .Предмет риторики. Структура и виды риторики. 66

2. История риторических идей (идеалы, персоны). 74

3. Образ оратора. Ораторские роли. 83

4. Модели убеждающей речи – гомилетика и ораторика. 98

5. Этос ценностной картины мира субъектов культуры в риторическом диалоге. 114

6. Классические риторические правила: изобретение, расположение. 127

7. Классические риторические правила: выражение, запоминание, произнесение. 142

8. Эристика и медиация в юридической риторике. 149

Раздел 3. Деловая риторика. 160

1. Общие правила делового общения. 160

2.Приемы привлечения и удержания внимания в деловой коммуникации. 167

3.Стандартные сценарии поведения в типовых деловых ситуациях. 178

Раздел 4. Материалы для практических занятий. 192

1. История развития риторических идей (идеалы, персоны). 192

2. Образ оратора: этос, логос, пафос. Ораторские роли. 198

3. Классические риторические правила: инвенция. 201

4. Классические риторические правила: диспозиция, элокуция. 209

5. Классические риторические правила: мемория и акция. 220

6. Жанры современной юридической речи. 221

7. Коммуникативные качества юридической речи. 235

8. Эристика и медиация как элементы юридической риторики. 241

Контрольно-проверочные материалы.. 249

Список литературы.. 255

Задания для самостоятельной работы.. 257

Словарь терминов устной деловой коммуникации и риторики. 262

 


Предисловие

Профессиональная деятельность юриста помимо высоких специальных квалификационных знаний, умений требует наличия развитых коммуникативных навыков. В настоящее время не вызывает сомнения то, что развитые коммуникативные качества необходимы всем, кто имеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, на их сознание и поведение. Несмотря на внедрение во все виды юридической деятельности современных информационных технологий, основным средством коммуникации по-прежнему является слово.

Деловое общение (коммуникация) работников юридического труда – взаимодействие двух или более лиц по поводу юридической деятельности, направленное на ее организацию и выбор кратчайших путей достижения качественных результатов. В профессиональной деятельности юриста реализуются общие законы и правила любой профессиональной коммуникации, но каждый вид взаимодействия имеет свою специфику, проблемы, конфликтогены. Культура профессионального общения важна не только в ситуации юрист-клиент, юрист-посетитель, но и в отношениях между членами трудового коллектива. Как правило, многие трудности у специалистов в сфере права возникают из-за недостаточности знаний о законах эффективной коммуникации и умений выбирать коммуникативную стратегию и тактику в соответствии с целью и ситуацией общения, с учетом особенностей собеседника.

Культура профессиональной коммуникации и речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных профессиональных и коммуникативных задач. Высшим уровнем речевой культуры считается риторический тип профессиональной культуры.

Те, кто обладает риторической культурой, владеет навыками эффективного речевого общения, приёмами ведения деловых встреч, переговоров, споров, несомненно, имеют больше перспектив и преимуществ в продвижении по службе, пользуются авторитетом в коллективе.


Раздел 1. Коммуникация в профессиональной деятельности юриста