Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

Учетные регистры. Понятие об организационных формах бухгалтерского учета

Тема 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Порядок сочетания установленных видов учетных регистров, последовательность и способы производства учетных записей в них различаются у разных организаций. Организация сама определяет этот порядок или форму ведения учета. Изучение каждой формы учета предполагает рассмотрение структуры и вида учетных регистров, последовательности производства записи в них, достоинств и недостатков каждой формы.

 

Ключевые понятия темы: учетный регистр, форма ведения бухгалтерского учета, мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета, мемориальный ордер, журнал-ордер, ведомость, упрощенная форма ведения учета.

Вопросы для изучения:

6.1. Учетные регистры. Понятие об организационных формах бухгалтерского учета

6.2. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

6.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

6. 4. Автоматизированная форма ведения учета

Необходимые сведения из теории:

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, предназначены регистры бухгалтерского учета. Учетный регистр – это обобщающий документ (таблица) заданной формы и содержания, систематизирующий экономическую информацию по требуемым признакам. Регистры ведутся в специальных журналах, бухгалтерских книгах, на отдельных листах или карточках, на магнитных носителях, в виде машинограмм и проч. Существуют и регистры синтетического, и регистры аналитического учета.

Порядок сочетания установленных видов учетных регистров, последовательность и способы производства учетных записей в них – форма бухгалтерского учета. Существуют мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы учета. Для малых предприятий существует упрощенная форма ведения учета. В настоящее время организации сами выбирают форму ведения бухгалтерского учета. Форма учета определяется следующими признаками:

· Количеством учетных регистров;

· Структурой и внешним видом учетных регистров;

· Последовательностью связи между документами и регистрами;

· Способом их заполнения.

 

Мемориальный ордер – это учетный регистр, указывающий корреспонденцию счетов. Он составляется по серии первичных документов или по одному документу. При этой форме учета по данным первичных документов составляют мемориальные ордера, которые регистрируются в регистрационном журнале, а затем в Главной книге (регистре синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которых делают на основании первичных документов. По данным синтетического и аналитического учета составляют оборотные ведомости, которые сверяют затем между собой. Данные ведомостей служат для формирования показателей отчетности.

Каждая форма ведения учета имеет свои достоинства и недостатки. Так к достоинствам мемориально-ордерной формы относят: простоту всех учетных регистров по структуре и содержанию; легкость установления взаимосвязи между учетными регистрами.

Недостатками этой формы считаются: громоздкость основных учетных регистров; многократное перенесение данных из регистра в регистр; отрыв хронологической и систематической записей; отставание данных синтетического и аналитического учета; дополнительные затраты времени на составление форм отчетности.

Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально ордерной форме представлены на рис. 9.

     
 
 
 

Рис. 9. Мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета

 

В настоящее время мемориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно небольших организациях.