Финансовая система. Государственный бюджет и централизованные финансы
Экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (иначе, финансовых ресурсов) в процессе перераспределения национального дохода называются финансовыми отношениями или финансами. Их место и роль в системе экономических отношений определяется тем, что они являются, во-первых, мощным инструментом влияния государства на хозяйственные процессы, и, во-вторых, средством согласования экономических интересов на различных уровнях – национальном, отраслевом, региональном, предприятий и отдельных граждан.
К финансовым отношениям относятся лишь те отношения, которые обслуживают процесс воспроизводства.
Финансы возникают при формировании прибыли, уплате налогов организациями и населением, уплате штрафов, при получении кредитов, внесении денег в банковские вклады, начислении пенсий, пособий и др.
Денежные отношения, которые обслуживают розничную торговлю, транспортные, зрелищные, бытовые и другие услуги в финансовые отношения не входят.
Совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств характеризует финансовую систему, в которой общепризнано выделяют два звена: централизованные и децентрализованные финансы.
Централизованные (государственные) финансы – это система денежных фондов, находящихся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения присущих ему функций (управление национальной экономикой, поддержание национальной безопасности и т.д.).
Государственные финансы включают бюджетную систему, то есть совокупность всех бюджетов административно-территориальных единиц государства, и внебюджетные фонды денежных средств, то есть денежные средства государства, имеющие целевое назначение (например, государственный фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, государственный пенсионный фонд).
Децентрализованные финансы – это финансы предприятий, населения и общественных организаций. Задачей финансов предприятий является формирование денежных фондов и их использование для производственной и иной деятельности. Задачей финансов населения является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества и создание финансового портфеля.
В рыночной экономике государственные финансы формируются на основе принципа фискального федерализма, который предполагает, во-первых, обособленность и самостоятельность функционирования звеньев бюджетной системы на основе четкого разграничения между ними бюджетных прав, то есть доходов и бюджетных функций, или расходов.
Во-вторых, осуществление связей между местными, региональными и федеральными бюджетами в форме субсидий, субвенций и дотаций.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.
По целям расходы государства могут быть разделены на:
1. политические расходы идут на:
¾ обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.);
¾ содержание аппарата управления государством;
2. экономические расходы идут на :
¾ содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
¾ помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;
3. социальные расходы идут на :
¾ социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий);
¾ образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды;
¾ выплату процентов по государственным облигациям, т.е. на обслуживание государственного долга, которые не входят в ВВП, так как являются результатом перераспределения национального дохода, а не его создания.
Доходы государственного бюджета характеризуют источники покрытия расходов и состоят из налоговых и неналоговых доходов.
К налоговым доходам относятся налоги с предприятий и населения, включая взносы на социальное страхование.
Неналоговые доходы включают прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.
Детальная структура расходов консолидированного бюджета России отражена в табл. 8.1.
Таблица 8.1.- Расходы консолидированного бюджета России
| Расходы - всего |
| Из них: |
| - на государственное управление и местное самоуправление |
| - на международную деятельность |
| - на национальную оборону |
| - на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства |
| - на промышленность, энергетику и строительство |
| - на сельское хозяйство и рыболовство |
| - на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику |
| - на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию |
| - на социально-культурные мероприятия |
| - на обслуживание государственного и муниципального долга |
| - расходы целевых бюджетных фондов |
| - прочие расходы |
Структура доходов консолидированного бюджета РФ отражена в таблице 8.2.
Таблица 8.2. -Доходы консолидированного бюджета РФ
| Доход - всего |
| Из них: |
| налоговые доходы |
| из них: |
| налог на прибыль организаций |
| налог на доходы физических лиц |
| налог на добавленную стоимость |
| акцизы |
| налоги на имущество |
| платежи за пользование природными ресурсами |
| налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
| неналоговые доходы |
| от внешнеэкономической деятельности |
| от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций |
| доходы целевых бюджетных фондов |
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
Множественность целей экономического развития обусловливает компромиссный характер бюджета. Он всегда отражает соотношение сил основных групп – носителей различных социально-экономических интересов в стране. Например, компромисс между государственными и местными интересами по поводу доли бюджетных средств, выделяемых на социальные и иные цели.