Кислоты
Гидроксиды
Оксиды
Лабораторная работа
«Основные классы неорганических соединений».
Опыт 1. (групповой опыт, под тягой). Поместить в ложечку для сжигания (вставленную в корковую пробку) кусочек серы величиной с горошину и поджечь ее в пламени спиртовки. Отметить цвет пламени горящей серы. Внести горящую серу в колбу с ~5 мл воды и 5-6 кап. метилового оранжевого, закрыть колбу пробкой. Отметить изменение цвета индикатора. Обосновать наблюдения, назвать химические соединения.
Опыт 2. В пробирку налить ~3 мл воды и добавить 5-6 кап. лакмуса. В результате взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой в аппарате Киппа получить углекислый газ. С помощью горящей лучинки установить поддерживает ли он горение. Пропустить ток углекислого газа из аппарата Киппа через воду в пробирке и наблюдать изменение окраски индикатора. Обосновать наблюдения, назвать химические соединения.
0пыт 3. Зажать в тигельных щипцах или пинцете кусочек магниевой ленты и поджечь ее в пламени спиртовки. Продукт реакции перенести в пробирку, налить ~2 мл воды и добавить 2-3 капли фенолфталеина. Отметить окраску индикатора. Обосновать наблюдения, назвать химические соединения.
Опыт 4.В две пробирки внести шпателем по щепотке оксида цинка. В одну прилить ~2 мл разбавленной соляной кислоты, а в другую ~2 мл концентрированного раствора гидроксида натрия. Наблюдать растворение осадка. Обосновать наблюдение. Назвать химические соединения.
На основании опытов 1-4 сделать вывод о свойствах оксидов.
Опыт 5.В две пробирки налить по ~2 мл хлорида алюминия и хлорида хрома (III). В каждую из пробирок по каплям добавить разбавленный раствор гидроксида натрия до образования осадков. Отметить цвет осадков и в отдельных пробирках испытать их растворимость в разбавленной соляной кислоте и избытке щелочи. Обосновать наблюдения. Назвать химические соединения.
Опыт 6. (групповой опыт, под тягой). В кристаллизатор с водой добавить 5-6 кап. фенолфталеина и с помощью щипцов осторожно опустить маленький (величиной с горошину) кусочек натрия, предварительно очищенного от верхнего окисленного слоя и осушенного фильтровальной бумагой. Отметить изменение цвета раствора и выделение газа. Обосновать наблюдения.
На основании опытов 5-6 сделать вывод о кислотно-основных свойствах гидроксидов алюминия, хрома (III) и натрия.
Опыт 7. В пробирки налить 0.5 – 1 мл раствора силиката натрия (силикатный клей). Добавить такой же объем разбавленной соляной кислоты и отметить образование студенистого осадка. Обосновать наблюдение. Назвать химические соединения.
Опыт 8. В отдельные пробирки поместить по небольшому количеству порошка цинка и несколько кусочков тонкой медной проволоки. Испытать взаимодействие с металлами разбавленной соляной кислоты, разбавленных и концентрированных серной и азотной кислот. Обосновать наблюдения. Назвать химические соединения.