Основные задачи эксплуатации

Организация эксплуатации

Увеличение количества технических средств в АС, широкое применение вычислительной техники с разви­тым программным обеспечением, расширение числа и ответственности функций, выполняемых АС - все это приводит к тому, что проведение технической эксплуатации этих систем становится сложной и многосторон­ней проблемой, требующей для своего решения усилий значительного числа людей.

Совокупность работ по эксплуатации действующих АС включает в себя: контроль за состоянием комплекса технических средств; восстановлен­ное отказавших технических средств; техническое обслуживание в соответствии с правилами (регламентами) и требованиями; поверки средств измерений сводящиеся к периодическому определению погрешностей этих средств и установлению их пригодности к применению; обеспечение запасными частями, материалами и приборами.

Для выполнения этих работ (а также для участия в разработке и внедрении АС на стадиях, предшествующих эксплуатации) на предприятии, экс­плуатирующем эти системы, необходимо создать специализированное под­разделение. Это подразделение в зависимости от специфики и структуры предприятия может быть реализовано в виде отдельного цеха, участка или лаборатории.

В состав таких подразделений обычно входят эксплуатационный (дежурный) и ремонтный персонал. Разделение работ между эксплуатационным и ремонтным персоналом зависит от числа, состава и особенностей АС. Как правило, эксплуатационный персонал осуществляет контроль за состоянием технических средств, участвует в техническом обслуживании и восста­новлении путем замены отказавших технических средств на месте их установки. Остальные работы проводит ремонтный персонал; при этом к повер­кам часто привлекают сотрудников метрологических органов Госстандарта, капитальным ремонтам— представителей наладочных или ремонтных пред­приятий. В настоящее время при возникновении организаций, проводящих централизованное сервисное обслуживание средств вычислительной техники, ряд работ по техническому обслуживанию и восстановлению этих средств выполняют сервисные организации.

Эксплуатационный персонал АС в своей текущей деятельности подчиняется начальнику смены технологического цеха; работа этого персонала организуется так же, как и дежурного технологического персонала, с тем же количеством и продолжительностью смен.

 

Рис. 6.1 Схема организации восстановления отказавших технических средств: 1, 2, 3 — неработоспособные вторичные приборы, средства регулирования и вычислительной техники; 4, 5, 6 — работоспособные вторичные прибо­ры, средства регулирования и вычислительной техники после восстанов­ления

Ремонтный персонал организуется в отдельные участки (лаборатории) по видам технических средств, например датчиков, средств вычислительной техники, средств регулирования, электроприводов и др.

Работы по эксплуатации АС обычно планируют на стадии разработки рабочей документации на систему. В дальнейшем параметры технической эксплуатации — номенклатура и количество запасных элементов, периодич­ность и объем технического обслуживания, численность персонала — уточняются в процессе опытной эксплуатации. Определению этих парамет­ров, существенно влияющих на надежность АС в условиях эксплуата­ции, посвящена настоящая глава.

Из работ, направленных на обеспечение надежности и безопасности АС при эксплуата­ции, отметим работу по исследованию эксплуатационной надежности. При проведении опытной и промышленной экс­плуатации собирают и обрабатывают данные о надежности АС в целом, ее функциях, технических и программных средствах. В результате обработки полученных данных вырабатывают и реализуют мероприятия по повышению надежности как этой АС, так и ее последующих образцов и по разработ­ке типовых проектных решений.