Фигуры убавления слов.
Эллипс -- пропуск слова в высказывании, легко восстанавливается в ко нтексте, например: Шампанского! (Чехов); Во всех окнах -- любопытные, на всех крышах -- мальчишки (А. Толстой).
Зевгма объединяет неоднородные слова в общем под-
чинении, например: У кумушки глаза и зубы разгорелись
(Крылов).
Бессоюзие связано с опущением вспомогательных слов, например: Швед, русский — колет, рубит, режет (Пушкин).
4. Фигуры перемещения слов.
Здесь наиболее распространена Инверсия. Эта фигура речи представляет собой намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении. Обычный порядок слов в предложении нарушается с целью усиления выразительности, например, Помогла им чистейшая случайность; За Родину сражались герои-партизаны. Данный риторический прием очень эффективен, придает множество семантико-стилистических оттенков высказыванию. Чаще всего при инверсии в устной речи сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Рассмотрим, например, фразу: «Между тем историю делают люди, а не какие-то там объективные законы истории». Здесь прямой порядок слов «люди делают историю» нарушен, изложен в иной последовательности с целью подчеркнуть тот факт, что делают ее именно люди.
В устном выступлении инверсия оживляет речь, вносит в нее очень важный элемент - разговорность. Часто к инверсии прибегают при написании религиозных текстов и речей.
Также важными фигурами речи (приёмом) являются Градация и апелляция к собственным мыслям.Градация - это фигура речи, предполагающая размещение слов во фразе в порядке нарастания либо убавления смысловой и экспрессивной значимости. В убеждающих речах, судебных - в особенности, чаще всего используется порядок нарастания. Построение нарастающей градации иллюстрирует фраза из Грибоедова: «В сенат подам, министру, государю!» Апелляция к собственным мыслям, размышлениям, сомнениям позволяет создать ситуацию доверительного общения с аудиторией.
Значимой фигурой является и Риторический диалог. Эта стилистическая фигура эффективно используется в убеждающих речах, лекционной пропаганде, в конфликтных речевых ситуациях и представляет собой имитацию разговоpa. Примером может служить фраза: «Мы ежегодно направляем на развитие социальной сферы предприятия пятнадцать процентов прибыли. Вы мне говорите, что этого мало, что надо вдвое больше. Да, хотелось бы больше. Но давайте проанализируем реальную экономическую ситуацию».
В риторическом диалоге оратор как бы переходит к непосредственному разговору с аудиторией, задает сам себе вопросы от ее имени и сам же на них отвечает. Диалогизация выступления, введение в речь различных вопросов к аудитории, обращений и восклицаний персонифицирует высказывание, способствует установлению контакта и взаимопонимания оратора и слушателей. По данным исследований, проведенных психологами, это существенно повышает действенность публичного монолога.
Наряду с тропами и фигурами речи в языке существуют такие специальные средства для выражения эмоций и личного отношения оратора к тому, что он говорит, как экспрессивная, ассоциативная и оценочная лексика.
Оценочная лексика служит более точному выражению смысла текста и личной позиции оратора. Для ораторской практики личная оценкаоратором явлений, о которых идет речь, является настолько важной категорией, что она по существу полностью подчиняет себе категории эмоциональности, экспрессивности и даже нередко содержательности и логичности высказывания. Личная оценка явлений - непременный момент любого познания. В ней проявляется единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам и явлениям, единство объективного и субъективного. Оратор всегда выражает в речи субъективную оценку действительности, и это обязательно проявляется в его лексике. Оценочные лексические категории как бы сопровождают личное понимание и отношение к действительности.
Оценочная лексика требует от оратора большой осмотрительности и такта. Об одном и том же явлении можно сказать по-разному и с разным отношением, оценкой. Здесь уместно вспомнить хрестоматийный пример: о бутылке можно сказать, что она наполовину полная и что она наполовину пустая. И то, и другое объективно верно, однако отношение слушателя формируется разное.
Оценки, выражаемые в словах, являются очень сильным оружием, поскольку они направлены на непосредственное эмоциональное и на бессознательное восприятие. Оценки могут возвеличить, а могут и унизить человека. Следует избегать крайностей в оценках, проявлять сдержанность, стремиться быть максимально объективным. Это особенно актуально в общественно-политической и судебной публичной речи. О недопустимости произвольного выбора оценок писал еще П. С. Пороховщиков, предупреждая, что иногда «неразборчивые защитники при первой возможности спешат назвать неприятного свидетеля «добровольным сыщиком». Если свидетель действительно соглядатайствовал... и притом прибегал к обманам и лжи, это может быть справедливым; но в большинстве случаев это делается безо всякого разумного основания, и человек, честно исполнивший свою обязанность перед судом, подвергается незаслуженному поруганию...».
Давая какие-либо оценки, следует проявлять особую осмотрительность в подборе эпитетов - образных определений, выражающих характерный признак предмета или явления. Эпитеты также считают видами тропов. Например, эпитеты «лживые показания», «необъективные показания», «противоречивые показания», «сомнительные показания», «неточные показания» и т. п. имеют различные оттенки, и применение их в каждом конкретном случае должно быть логически выверенным и нравственно безукоризненным. Сказав, например, что противник «умышленно позволил себе неточность в утверждении, что...» или «сознательно извратил факты», оратор действительно выразит то же, но без излишней эмоциональной нагрузки.
Как средство речевого выражения доводов может рассматриваться также умелое включение в текст выступления афоризмов, пословиц, поговорок, притч, народной фразеологии, вкрапление элементов иронии и юмора. Важность тропов и фигур речи в практике выступления оратора неоспорима.