ВВЕДЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Філософія

Навчальний посібник для самостійного

вивчення дисципліни

 

Редактор А.С. Тяпкін

Коректор, верстка К.С. Сухаревська

 

 
 


Підписано до друку. 29.07.08 р. Формат 60х84/90. Друк. трафарет. Папір офсетн. Ум. друк арк. 11,7
Обл.-вид.арк. 8,7. Замовл. № 43.

 

Редакційно-видавничий відділ

Харківського інституту фінансів УДУФМТ

62003, Харків, пров.Плетньовський, 5.

Учебно-методическое пособие

Минск 2006

 


уде 37.015.3(072) ББК 74.104 O-75



 


Авторы-составители:

нач. отдела прикладной пед. психологии Е. А. Осипова, методист высшей категории отдела прикладной пед. психологии Е. В. Чуменко

Рецензенты:

декан факультета психологии, социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» доктор психол. на­ук, профессор В. А. Янчук, зам. директора по учебно-воспита­тельной работе Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Партизанского района г. Минска Е. Л. Набойкина

Основныенаправления деятельности педагога—психолога: учеб.— O-75 метод, пособие / авг.-сост. : Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2006. — 84 с.

ISBN 985-495-001-8.

В пособии отражен многолетний опыт работы педагогов-психологов учреж­дений образования Беларуси. Уточняются цель и задачи деятельности психологи­ческой службы образования, приводятся описания различных направлений в рам­ках работы социально-педагогической и психологической службы школы, аспек­ты сопровождения различных категорий учащихся, особенности взаимодействия со специалистами других учреждений и организаций.

Рассчитано на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования.

УДК 37.015.3(072) ББК 74.104

© Осипова Е. А., Чуменко Е. В., авторы—составители, 2006

ISBN 985-495-001-8

© ГУО «Академия последипломного образования», 2006


Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспе­чивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого—педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и пси­хологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреж­дения образования, утвержденное постановлением Министерст­ва образования от 27.04.2006 г. № 42) является «необходимость своевременной комплексной личностно—ориентированной соци­ально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения». Реализация данной цели требует от педаго­гов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участ­ников образовательного процесса учреждения образования. Объ­ектом комплексной помощи выступает учебно-воспитательный процесс, предметом — ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими сверстниками и взрос­лыми, с самим собой.

Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования — повышение эффективности дея­тельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной со­циализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели педагогами-психологами учреж­дений образования решаются следующие задачи:

 


изучение личности учащихся и ученических коллективов
в целях организации индивидуального и дифференциро­
ванного подхода в процессе обучения и воспитания;

• пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здо­
рового образа жизни, содействие в преодолении школь­
ных факторов риска утраты здоровья;

• реализация программ преодоления трудностей в обуче­
нии, создание условий для получения коррекционно-
развивающей поддержки всем нуждающимся школьни­
кам, содействие в социализации, преодолении кризисных
периодов на всех этапах обучения;

• своевременное выявление детей и подростков, оказавших­
ся в социально-опасном положении, содействие созданию
условий для формирования адаптивных социальных навы­
ков; предупреждение семейного неблагополучия;

• ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении,
деятельности и общении несовершеннолетних;

• содействие в приобретении обучающимися, педагогами и
родителями психологических знаний, умений, навыков,
необходимых для успешного обучения, воспитания и раз­
вития;

• оказание целенаправленного влияния на формирование
благоприятного социально-психологического климата
в учреждении образования, создание условий для соци­
ально-психологического развития классных коллективов;

• создание психологических условий для реализации
образовательных программ (профилизация обучения,
работа с одаренными детьми, идейно—нравственное
воспитание учащихся и пр.).

Психолого-педагогическое сопровождение на разных эта­пах (ступенях) образования имеет специфические особенности.

Так, на этапе дошкольного образования важны диагностика раннего развития, содействие развитию и коррекция нарушений в развитии, психологическая подготовка к обучению в школе.

Приоритетными направлениями сопровождения в началь­ной школе являются: определение готовности к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоцио­нально позитивного отношения к школе; развитие самостоя-


тельности и самоорганизации, развитие творческих способно­стей.

В базовой школе — психологическое обеспечение адапта­ции при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самооп­ределения и саморазвития; помощь в решении проблем социа­лизации; содействие в формировании благоприятной атмосфе­ры в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, по­строении конструктивных отношений с родителями и сверст­никами; профилактика асоциального поведения, наркозависи­мости; поддержка талантливых детей.

В старших классах школы специфика психолого-педагоги­ческой деятельности заключается в оказании помощи в про­фильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопозна­ние, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполага-нию; развитии психосоциальной компетентности, профилакти­ке девиантного поведения, наркозависимости у учащихся.

 


1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:

• психолого-педагогическая диагностика;

• здоровьесберегающая деятельность;

• коррекционно-развивающая работа;

• психолого-педагогическое консультирование;

• социально-психологическое обеспечение управленческих
процессов;

• психологическая профилактика и просвещение;

• методическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика

Цель данного направления деятельности — психолого—педа­гогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обуче­нии и развитии; определения сильных сторон личности, ее ре­зервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Основанием для проведения психодиагностических меро­приятий является план работы школы.

Массовая диагностика носит ограниченный характер. Ос­новными в работе педагога-психолога являются три диагно­стических минимума.

Первый психодиагностический минимум проводится в на­чальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагности­ческого исследования на первом этапе — выделение группы детей, у которых осложнение протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуаль­ных особенностей учащихся для выделения групп детей, нахо­дящихся в социально опасном положении, учащихся с повы-


шенными интеллектуальными способностями, имеющих осо­бенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образова­тельного маршрута.

Второй психодиагностический минимум проводится также в два этапа — в четвертом и пятом классах. Основная цель ди­агностики в четвертом классе — мониторинг процесса обуче­ния и уровня обученности учащихся для организации профи­лактической и развивающей работы, подготовки психолого-пе­дагогических рекомендаций педагогам средней школы. Цель диагностики в пятом классе — содействие созданию благопри­ятных социально-психологических условий учащимся и клас­сным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы.

Третий психодиагностический минимум проводится на эта­пе допрофильной подготовки с целью определения способно­стей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориен-тационной работы.

Другие диагностические мероприятия могут осуществлять­ся согласно плану работы учреждения с целью обеспечения вы­полнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на от­дельных учащихся.

Все диагностические мероприятия с учащимися могут про­водиться только с согласия родителей или лиц, их замещаю­щих. Форму получения согласия учреждение образования оп­ределяет самостоятельно.

Некоторые диагностические мероприятия, такие как диаг­ностика социально-психологического климата классных кол­лективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно с классными ру­ководителями и педагогами социальными.

Здоровьесберегающая деятельность

Основная цель данного направления — формирование уста­новок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреп­лении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.

 


Формами реализации данного направления являются: мони­торинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе; посещение уро­ков с целью наблюдения за соответствием режима учебных за­нятий, методов преподавания, структуры урока, условий внеш­ней среды возрастным особенностям учащихся; информирова­ние классных руководителей, педагогов-предметников об осо­бенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.

 

Педагог-психолог на основании данных мониторингов вы­деляет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.

 

В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигатель­ной активности, эмоционального состояния, управления стрес­сом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.

Коррекционно-развивающая работа

 

Цель данного направления работы — создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответст­вующим специалистам.

 

В рамках данного направления педагог-психолог на осно­вании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социально­го, родителей, а также на основании результатов диагностиче­ских мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.

 

Педагог—психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения роди­телей или лиц, их замещающих.

 

Педагог-психолог располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные ме­дицинские, психологические, психотерапевтические услуги. Направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в региональных центрах, в том числе со-


циально-педагогических, центрах внешкольной работы (ЦВР), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и т. д. Поддерживает связь с ведущими коррекцион­ных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных).

На основании рекомендаций, полученных от ведущих групп, формулирует систему мер для педагогов и классных ру­ководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учеником. При отсутствии возможности оказания ре­бенку психологической коррекционно-развивающей помощи в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реа­билитации (например, в силу территориальной удаленности) специалисты данного центра составляют совместно с педаго­гом-психологом школы развернутую коррекционно-раз-вивающую программу, оказывают методическую помощь.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отноше­ний в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в про­фильные классы, вступление в подростковый возраст, подготов­ка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологи­ческих игр, малых тренингов с коллективами классов.

Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

Психолог организует коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьно­го компонента.

Основная роль в коррекции познавательной сферы учащих­ся младших классов, имеющих трудности в обучении, принад­лежит школьным логопедам и дефектологам.

В тех случаях, когда в населенном пункте отсутствуют уч­реждения и организации, оказывающие специализированную психологическую помощь, и невозможно осуществить диспет­черскую функцию, педагог-психолог ведет коррекционные группы, в том числе психотерапевтической направленности.


 


 


Психолого-педагогическое консультирование

Цель данного направления работы -— оказание помощи уча­щимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимо­отношений.

Психолого-педагогическое консультирование носит харак­тер индивидуальной или групповой работы и реализуется по от­ношению ко всем участникам учебно—воспитательного процесса. Для учащихся возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, груп­повые консультации на классных часах, а также психологиче­ская поддержка в экстренных случаях.

Консультации для родителей организуются по специфиче­ским проблемам учащихся (например: информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками, харак­тере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т. п.).

С педагогами проводятся психолого—педагогические конси­лиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации в случаях возникновения ост­рых проблемных ситуаций.

В случае появления запроса на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает.

Психопрофилактика и просвещение

Цель принципиально важного направления школьной прак­тической деятельности педагога-психолога — развитие психо­лого—педагогической компетентности (психологической куль­туры) учащихся, педагогов, родителей.

Психопрофилактическая работа педагога—психолога стро­ится в соответствии с планами работы учреждений образова­ния, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах


и методических объединениях, родительских собраниях, клас­сных часах и т. п.

Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для педагогов должно стать обучение педагогов учреж­дения образования технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспита­ния, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учени­ками, организации и проведения педагогического диагностиче­ского мероприятия и т. п.

С учащимися мероприятия организуются на классных ча­сах, с родителями — на родительских собраниях и др. К прове­дению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образовательной среде данной школы; психологическое содер­жание возрастных и кризисных периодов обучения; психологи­ческие аспекты трансформации образования.

Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога—психолога.

Методическая работа

Цель методической работы — накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспи­тательного процесса и предоставление возможности их ис­пользования учителями, классными руководителями, руководи­телями методических объединений, администрацией школы.

Методическая работа включает сотрудничество с замести­телями директора школы по вопросам реализации поставлен­ных перед учреждением образования задач, в том числе — уча­стие в составлении плана работы школы, с педагогом социаль­ным — разработку психологически адекватных программ вос­питательного воздействия, с педагогами-предметниками — участие в подготовке заседаний предметных методических объ­единений.

По запросу администрации педагог—психолог выполняет психологический анализ мероприятий (см. прил. 4). Участвует в программах работы с молодыми специалистами.

 


Социально-психологическое обеспечение управленческих процессов

В рамках данного направления педагог-психолог участвует в разработке программ развития учреждения образования, про­водит мониторинговые исследования социально—психологичес­кого климата в коллективе педагогов, продуктивности управ­ленческой коммуникации в системах администрация учите­ля, администрация учителя ученики, учителя ученики.

Педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов. Он регулярно информи­рует членов педагогического коллектива о своих профессио­нальных обязанностях, плане работы, а также о системе взаимо­действия с классными педагогами и учителями-предметниками.

Педагог—психолог в учреждении образования подчиняется ру­ководителю (директору), свою деятельность координирует с за­местителем руководителя (директора) по воспитательной работе.

Методическое руководство педагогами-психологами учре­ждений образования в районе осуществляют специалисты ре­гионального социально-педагогического центра.

Координация деятельности педагогов-психологов учреждений образования района, города

Координацию психологической работы в районе, городе осуществляет специалист регионального социально-педагоги­ческого центра [2], который располагает базой данных о кадрах педагогов-психологов, психологических и социальных службах района, города, соответствующих специалистах, работающих в медицинских учреждениях (см. прил. 1).

Данный специалист участвует в подборе и расстановке кад­ров социально-педагогической и психологической службы в соответствии с целями, задачами и особенностями структуры учреждений образования. Организует систематическую учебу для педагогов-психологов по утвержденному плану, направля­ет на курсы повышения квалификации в областные и республи­канские учреждения.


Является координатором коррекционно-развивающей рабо­ты в районе с учащимися. Совместно с руководителями цен­тров, в которых работают психологи, в начале учебного года составляет план проведения коррекционных групп в соответст­вии с потребностями района, города, контролирует функциони­рование коррекционных групп.

В районе целесообразна организация групп по следующим направлениям (примерная тематика):

для младших школьников:

• эмоционально-поведенческие нарушения (например: агрес­
сия, упрямство, несформированность произвольной сферы,
тревожность, синдром двигательной активности и т. п.);

• коммуникативные умения (например: застенчивость,
неуверенность, неумение вступать и поддерживать
контакт со сверстниками и взрослыми и т. п.);

• коррекция познавательной сферы;
для подростков:

• коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность,
неумение вступать в контакт со сверстниками противопо­
ложного пола, противостояние вредному влиянию (куре­
ние, наркотики, алкоголь и т. п.));

• эмоционально—поведенческие нарушения («трудные»,
группа риска с разными проявлениями);

• группы по подготовке волонтеров для работы со сверст­
никами;

для старшеклассников:

• тренинг целеполагания, профессионального и личностно­
го самоопределения;

для родителей:

• тренинг «Эффективный родитель».

Документация педагога-психолога

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:

1) план работы на год, утвержденный руководителем учре­
ждения;

2) планы работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их

выполнении;

 


3) индивидуальные психодиагностические материалы, ко­
торые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения обра­
зования;

4) график работы;

5) аналитические отчеты о работе за год;

6) отчеты и аналитические материалы о реализации про­
грамм психологической поддержки и планов оказания помощи
конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родите­
лям;

7) журнал учета консультаций обучающихся, воспитанни­
ков, родителей, педагогов;

8) перечень психологических методик, используемых в ра­
боте.

При увольнении педагог—психолог обязан оставить в учре­ждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.