ПЛАН-КОНСПЕКТ
Занятие №7
Теории развития СМИ
(обратите внимание! Из учебника мы эту тему убрали, но в методичке оставляю на всякий случай. Если у вас сильная и интересующаяся группа и осталось время, можете дать ребятам этот материал. В ЕГЭ я подобных вопросов не встречала, однако табличка эта была в справочнике П. А. Баранова)
| Название теории | Ее сущность |
| Авторитарная | СМИ должны находиться под полным контролем государства |
| Либеральная | СМИ должны быть независимыми прежде всего от государства, а не от их собственника |
| Социальная | СМИ свободны от контроля государства, однако необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления |
Выполняем задания формата ЕГЭ (стр. 126):
1 – 3
2 – 3
3 – 2
4 – 1
5 – 3
6 – 2
7 – 3
Часть 1. Социальные нормы. Мораль. Религия.
Часть 2. Демократия. Гражданское общество. Правовое государство.
Общий результат:
· Учащиеся могут объяснить своими словами, что такое социальная норма,
· назвать не меньше 5 видов норм; знают три мировые религии;
· могут своими словами объяснить, что такое мораль и не путают ее с другими социальными регуляторами;
· имеют общее представление о том, что такое гражданское общество;
· могут перечислить хотя бы 3 признака правового государства.
| План занятия | Примерное время | Упражнения и тесты |
| Оргмомент. Постановка целей занятия | 3 - 5 мин | |
| Обсуждение новостей | 5 - 10 мин | Рекомендую попробовать разные варианты обсуждения новостей и выбрать наиболее эффективный для вашей группы. |
| Проверка домашнего задания | 10 – 15 мин | |
| Проверочная работа | 7 – 10 мин | В любой форме |
| Социальные нормы и их виды | 15 мин 3 мин | Выведение понятия, совместное заполнение таблицы на стр. 130 (заранее заготовьте примеры!!!).Правовых норм в таблице не хватает (пустая строчка), потому что о данном виде соц.норм мы будем более подробно говорить на занятии №9. Упражнение 60 – устно, все вместе. |
| Мораль | 7 мин 5 – 7 мин | Ваше объяснение с максимальной актуализацией имеющихся знаний. Формулировка золотого правил нравственности (не диктуйте, а наводите ребят на мысли! Они должны вывести его сами!) Упражнение 44 – в принципе, в ситуации острой нехватки времени его можно пропустить, однако я бы выделила на него несколько минут: во-первых, упражнение шуточное и позволит немного отвлечься; во-вторых, ребята могут попытаться найти в тексте стихотворения конкретные моральные (и не только) нормы – обсудите, насколько они актуальны сейчас. Словом, упражнение на вашу фантазию. |
| Религия | 7 мин 3 мин | Рассмотрение разных подходов к понятию «религия» Коллективное заполнение таблички на стр. 134 – этапы формирования религиозных взглядов. Упражнение 45 – по командам или в парах на скорость, потом проверка. Идеально, если у вас будут заготовлены картинки тотемов, амулетов и прочих атрибутов культа. |
| Мировые религии | 15 – 20 мин (в зависимости от количества выступающих) | Схема со стр. 135 обязательно должна быть на доске и в тетрадях!!! Выделение признаков мировых религий из приведенного списка – коллективно Сообщения учеников про каждую из религий |
| Функции религии | 5 мин | Совместное заполнение таблицы на стр. 135 |
| Перерыв (15 мин) | ||
| Демократия | 15 мин | Ваше объяснение, запись основных моментов, глубокое рассмотрение каждого из принципов (заранее продумайте примеры!!!) Упражнение 47 – ребята выполняют самостоятельно, потом проверяют в парах друг друга (или сами себя) по правильным ответам, вынесенным на доску. |
| Гражданское общество | 10 мин 15 мин | Тема сложная для усвоения ребятами, поэтому постарайтесь найти и предложить ребятам (например, в раздатке или на карточках) как можно больше разных определений, сравнить их, проанализировать, выбрать наиболее понятное. Упражнение 48 – желательно сделать в классе, неважно, в какой форме, главное, чтобы дети выводили содержание колонок самостоятельно, не диктуйте. |
| Правовое государство | 15 мин | Работа по аналогии с демократией: необходимо очень внимательно и глубоко проанализировать (с примерами!!!) каждый из признаков, т.к. эта информация точно еще не раз им пригодится. Требуйте выучить их наизусть. Если публичные выступления с сообщениями «прижились» в вашей группе, то можно предложить ребятам сделать доклад на это занятие про Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и проч. Упражнение 51 – обсуждение, дискуссия, голосование. |
| Деловая игра | 15 мин | Упражнение 52 – продумайте его проведение заранее с учетом особенностей вашей группы (количества человек). Не забудьте сделать вывод! |
| Готовимся к части С | 5 мин | Стр. 147 – закрепление изученной темы на примерах задания части С. |
| Подведение итогов занятия. | 5 мин | Заранее продумайте, как именно!!! |
| Домашнее задание | 5 мин | Упр. 49 (письменно); задания формата ЕГЭ на стр. 136; упр. 54 – письменно; задания формата ЕГЭ на стр. 145 + подготовка к срезовому тесту |
Рекомендации по проведению занятия и ключи к упражнениям
Часть 1. Социальные нормы. Мораль. Религия.
Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Таблица Виды социальных норм - стр. 130
| Обычаи | Одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять |
| Традиции | Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т.п., унаследованные от предшественников |
| Нормы морали | Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д. |
| Правовые нормы | Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой |
| Религиозные нормы | Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями |
| Политические нормы | Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами |
| Эстетические нормы | Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту |
Ответ на вопрос «Зачем нужны социальны нормы? Каковы их функции?»: социальные нормы регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности; контролируют отклоняющееся поведение.
Упражнение 43
- Религиозная норма.
- Правовая норма.
- Традиция.
- Эстетическая норма.
- Эстетическая норма.
«Золотое правило нравственности»— общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Три этапа изменения религиозных взглядов (стр. 134)
· ранние религиозные воззрения (обожествление животных и сил природы, почитание духов)
· формирование национальных религий (особые представления, свойственные обычно одному народу)
· возникновение мировых религий (религиозные взгляды, имеющие приверженцев среди людей различных национальностей и ориентированные на все человечество)