Темы для докладов

Последствия функционирования рынка чистой монополии

 

При чистой монополии цена превышает средние валовые издержки, в то время как на рынке совершенной конкуренции цена совпадает с величиной средних валовых издержек. Это свидетельствует о том, что цены на рынке чистой монополии выше, чем на рынке совершенной конкуренции. Более высокая цена дает возможность чистому монополисту получать прибыль, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах функционирования. Рыночная власть дает возможность чистому монополисту проводить агрессивную ценовую политику, обеспечивающую максимизацию прибыли. В связи с этим деятельность монополий подвергается государственному регулированию в рамках антимонопольного законодательства с применением мер прямого и косвенного воздействия.

Чистый монополист с целью максимизации прибыли и расширения объема продаж проводит политику ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это продажа товара различным категориям покупателей по разным ценам. Она может проявляться в различных формах, исходя из места реализации (продажа товара в городе и в деревне по разным ценам), времени совершения покупки (приобретение товара по разным ценам в зависимости от сезона или времени суток), объемов потребления (оптом или в розницу), социального статуса потребителей (пенсионер, студент, работающий, юридическое или физическое лицо), располагаемых доходов. Таким образом, ценовая дискриминация выгодна монополисту и покупателям, поскольку позволяет максимизировать как прибыль, так и потребительский излишек.

 

1. Причины, последствия и особенности монополизма в России. Проблема Х – неэффективности российской экономики.

2. Естественная монополия как особый тип монопольных структур.

3. Цели, формы и последствия ценовой дискриминации на потребительском рынке

 

Основная литература

 

1. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю.: Учебник., М.: КноРус. – 2008. – 618 с.

2. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с.

3. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с.

4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с.

5. Экономическая теория: кейсы из российской практики. Бакалавриат/ Под ред. Думной Н. Н., Эскиндарова М. А. : Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 256 с.

6. Юданов А. Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2008. – 464 с.

Дополнительная литература

 

1. Меркулова Ю. О совершенствовании антимонопольного законодательства // Общество и экономика. – 2010. - № 10-11.