Партнерство или доля в собственности
Майкл Т. МакГалли
· Программа бонусов способна поднять дух рабочих групп и поощрить их членов к
помощи и взаимному обучению.
Недостатки бонусов
· Действие бонуса непредсказуемо. Хороший торговец может приложить массу уси
лий — и все-таки не получить бонус. Плохой торговец может забросить свои ос
новные обязанности и целиком сосредоточиться на программе, которая сулит ему
бонус.
· В зависимости от того, как спланирован бонус, он может стать причиной ненуж
ной внутренней конкуренции.
5. Специальные призы и награды
Награды или призы сильно напоминают бонусы, но они носят более кратковремен
ный характер — от месяца до квартала. В то время как бонус обычно выплачивается
деньгами, награды и призы могут выплачиваться товарами, круизами и т. д.
Награда может выдаваться как абсолютному победителю (то есть тому, кто имеет
самые высокие показатели), так и тому, кто достиг самых высоких относительных резуль
татов (например, превысил свою обычную месячную норму на определенное или наи
большее число процентов).
Преимущества наград и призов
· Эта программа предназначена для увеличения краткосрочных усилий или для кон
центрации усилий на определенных направлениях (например, продвижение ново
го товара или поиск новых клиентов).
· Она также полезна для стимулирования работы во время неудачных для вашей
компании периодов.
Недостатки наград и премий
· Чтобы правильно стимулировать активность персонала, вам необходимо вводить
своеобразные форы. Иначе те работники, у которых просто нет шансов тягаться с
лидерами, просто не станут участвовать в соревновании. Однако создание системы
уравнивания шансов — достаточно сложная и неочевидная работа.
· Награды воспринимаются людьми по-разному. Если агенту приходится преодоле
вать 200 000 миль в год, идеей путешествия его не вдохновишь.
· В ряде случаев соревновательность может привести к внутренним конфликтам и
нанести вам моральный ущерб.
6. Доля в прибыли
Теоретически — это хороший метод. На практике, однако, очень трудно провести
необходимые подсчеты. Кроме того, очень трудно предсказать, как индивидуальные
усилия влияют на доход в каждом конкретном случае. Есть еще один недостаток — вам
придется раскрыть сотрудникам все финансовые «тайники» вашего дела. А при наличии
спорных ситуаций без этого не обойтись.
Основы эффективных продаж
Практически это означает, что вы работаете на партнерских отношениях с вашим
персоналом и предоставляете работникам долю собственности в компании. Теоретичес
ки — э т о великая идея, но на практике это потенциальное бедствие, особенно для малень
ких и начинающих компаний.
Для большинства предпринимателей партнерство — самое худшее устройство биз
неса. Вместо того чтобы принимать решения самостоятельно, как единственный полноп
равный хозяин, вы будете вынуждены получить согласие ваших партнеров. (Существуют
способы преодоления этой особенности, например деление совладельцев на «полных» и
«ограниченных». Но этот паллиатив просто создает дополнительную работу для ваших
юристов.)
Во-вторых, партнерские отношения предусматривают вашу ответственность за по
тери и долги, вызванные неправильными действиями ваших партнеров. Вполне возмож
но, что ваш партнер не вложит ни копейки в ваше дело, регулярно снимая при этом
реальные дивиденты со своего мнимого капитала.
Например, вы награждаете своего лучшего торговца партнерством в вашем деле.
Хотя вы самостоятельно создали весь капитал, теперь начинаете полагаться на партнера
в развитии продаж. Но ваш партнер увеличивает свои долги за счет вашего партнерства,
что действительно может спровоцировать судебное разбирательство, которое опустошит
ваш банковский счет и приведет ваше предприятие к неминуемому краху. Закон гласит,
что, поскольку вы внесли 100 процентов капитала компании, вы и ответственны за 100
процентов потерь и 100 процентов счетов, включая те, что появились в процессе судеб
ного разбирательства. (Конечно, партнер тоже несет ответственность, и теоретически вы
можете разделить с ним свою ответственность, но если он банкрот или уехал за границу
— у вас нет никаких шансов.)
Если ваша компания имеет вид корпорации, вы можете предоставить свою долю с
меньшим риском. Однако корпоративная форма намного более сложна, чем большинс
тво других форм владения. В принципе, юристы могут минимизировать ваши проблемы
с распределением собственности внутри корпорации, но не лучше ли было бы направить
эти средства на развитие системы продаж? (Однако корпоративные формы владения
имеют и свои плюсы — например, неполная ответственность. Поговорите об этом с
юристом.)
Выводы
Существует семь основных методов вознаграждения персонала. При создании своей
системы вознаграждений вы должны использовать подходящую вам комбинацию этих
методов.
1. Оклад.