Это и есть программная музыка.

Модест Петрович Мусоргский. Цикл «Картинки с выставки».

Тема: ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА.

Урок №12

Различным инструментальным произведениям, будь то маленькая пьеса или большая симфония, композиторы нередко дают названия, поясняющее их содержание. Например, у Кабалевского есть детские пьесы для фортепиано: «Барабанщик», «Физкультурная игра», «Игра», «Походный марш», объединенные под общим названием «Из пионерской жизни». Название произведения помогает слушателям понять его содержание, а исполнителям - лучше выразить замысел автора. Оно служит как бы путеводителем для тех, кто слушает. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки» - утверждал известный немецкий композитор Роберт Шуман.

Иногда, помимо названия,-композитор даёт произведению литературное предисловие в стихах или прозе - программу. В ней более или менее подробно излагается его содержание. В таких произведениях замысел композитора раскрывается не только средствами музыки. Говорит о нём также и название произведения или его программа.

Правдивые и фантастические истории, картины природы и изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведений литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях.

Идея создания цикла «Картинки с выставки» возникла у Мусоргского после посещения выставки произведений его друга - архитектора и художника Виктора Гартмана. Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения.

В феврале-марте 1874 года в Императорской академии была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий;

Своё произведение, рождённое под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман». Это была музыкальная «прогулка» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. К сожалению, не все произведения Гартмана сохранились, ведь на выставке они активно продавались, к тому же много своих работ Гартман дарил друзьям.

 

 

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» импровизировались автором. Окончательно цикл был написан летом, всего за три недели, на высоком творческом подъёме.

Цикл «Картинки с выставки» состоит из 10 пьес [картин] и «Прогулки» пьесы, которая периодически повторяется и символизирует переход от одной картины к следующей. Меняется впечатление от картин - меняется характер очередной «Прогулки».

«Картинки с выставки» - это золотой фонд русской классики. Это действительно красочные живописные зарисовки, которые вот уже 150 лет никого из любителей классической музыки не оставляют равнодушными.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:

 

* Прогулка* 1. «Гном»

*Прогулка* 2. «Старый замок»

*Прогулка* 3. «Тюильрийский сад»

4. «Быдло»

*Прогулка* 5. «Балет невылупившихся птенцов»

6. «Два еврея, богатый и бедный»

*Прогулка* 7. «Лиможский рынок» («Большая новость»)

8. «Катакомбы», «С мертвыми на мертвом языке»

9. «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга»)

10. «Богатырские ворота» («В стольном граде во Киеве»)