Негативные последствия для стран-реципиентов
Позитивные последствия для стран-реципиентов
Негативные последствия для стран-доноров
- теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;
- теряют средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов;
- отток квалифицированных кадров и специалистов приводит к общему снижению научно-технического. Общеобразовательного и культурного потенциала страны.
- изменяется национальная структура населения, ухудшается демографическая ситуация.
- приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные, отраслевые и другие изменения в национальной экономике
- иммигранты способствуют омоложению нации
- принимающие страны существенно экономят на затратах, связанных с образованием, профподготовкой и т.д.
- иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка
- импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспособности товаров принимающей страны
- временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны
- иммигранты играют роль своеобразного амортизатора, т.к. в случае кризиса их увольняют первыми. Они не обеспечиваются пенсиями и т.п.
- целые отрасли экономики при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда, что ведет к сокращению рабочих мест для коренного населения
происходит снижение цены на национальную рабочую силу
провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами, возрастает социальная напряженность в обществе, усиливается межнациональная неприязнь.
Международное регулирование осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений, в которых определяются численность, профессии, возраст, здоровье мигрантов.
Правовые основы международного регулирования:
• Всеобщая декларация прав человека ООН (1948),провозглашает свободный выбор места жительства и работы.
• Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
• Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975);
• Итоговый документ Венской встречи (1986);
• Нормативные акты МОТ и ВТО.
Национальное регулирование осуществляется комплексом мер:
– законодательных;
– организационных;
– запретительных (указываются профессии, которыми заниматься нельзя, или приоритетные профессии, где может использоваться иностранная рабочая сила: редкие, классные, новые, а также профессии непрестижных, низкооплачиваемых, тяжелых, вредных работ);
– стимулирующих (поощрение репатриации – возврата);
– других.
Безвозвратная эмиграция из РФ:
1-я волна (реформа 1861 г.) – 10–12 млн человек;
2-я волна (после 1917 г.) – 2,5 млн человек;
3-я (война 1941–1945 гг.) – 3 млн гражданскихи 0,5 млн военных лиц;
4-я волна (1950–1985 г.) – 0,3 млн человек – трудовая миграция и диссиденты;
5-я (современная) – отъезд на историческую родину, трудовая – до 0,5 млн человек/год.
Интеллектуальная эмиграция из РФ. Болезненная проблема «утечки умов» достигла пика в начале 90-х гг., когда на постоянное место жительства за рубеж выехало около 10% научных работников и профессорско-преподавательского состава (до половины математиков, физиков в США, Германию, Израиль).
Иммиграция в РФ:
• Безвозвратная – менее 1 млн чел./год (русскоязычные, китайцы, корейцы, граждане стран СНГ).
• С 1993 г. действует Положение о привлечении иностранной рабочей силы, в настоящее время введены санкции за нарушение порядка использования иностранной рабочей силы, применяемые к работнику и работодателю. Это дает возможность контролировать и регулировать региональные рынки труда