Закон неопределенности отклика

Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на двух психологических явлениях — апперцепции и на­личии стереотипов сознания.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта.

Стереотипы сознания — устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружа­ющую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Как действует этот закон? Разные люди в разное вре­мя могут качественно по-разному реагировать на одина­ковые воздействия. На банальную грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой — смолчит, а тре­тий будет стараться успокоить грубияна. Если бы не су­ществовало различий во внутренних психических струк­турах, то на одно и то же воздействие каждый человек реа­гировал бы одинаково. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», - в этих словах поэта отражена сущность закона неопределенности отклика.

Руководителю следует иметь в виду еще одно проявле­ние этого закона, а именно то, что даже один и тот же че­ловек в разное время может качественно по-разному реа­гировать на одно и то же воздействие. Важно понять, что множество внутренних психологических факторов (на­строение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного чело­века в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на ка­кое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления. Рассмотрим на конкретном примере, как действует этот закон. Босс отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происхо­дит, а иногда — нет. Представим, что задание выполнено) неточно, неправильно или не выполнено вообще. Шеф неудовлетворен. Он пытается выяснить у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам.

При этом у руководителя и у подчиненного под влия­нием апперцепции и стереотипов сознания имеются свои, иногда диаметрально противоположные, объяснения не­исполнительности. Руководитель может счесть своего сот­рудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» об­стоятельств в свое оправдание. И шеф, и подчиненный со­вершают ошибку: первый — потому что избрал непригод­ный способ взаимодействия с подчиненным, второй — по­тому что избрал неправильный способ защиты.

Что делать в подобных случаях? Существуют правила, соблюдение которых в процессе общения с подчиненны­ми сводит вероятность возникновения подобных ситуа­ций к минимуму. С ними мы познакомимся в одной из следующих лекций, а пока вернемся к основным законам управления.