Факторы, влияющие на здоровье человека
Факторы, влияющие на здоровье человека
| Сфера влияния факторов | Укрепляющие | Ухудшающие |
| Генетические (15-20%) | Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболеваний | Наследственные заболевания и нарушения, наследственная предрасположенность к заболеваниям |
| Состояние окружающей среды (20-25%) | Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания | Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушения экологической обстановки |
| Медицинское обеспечение (10-15%) | Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь | Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание. |
| Условия и образ жизни (50-55%) | Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование | Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный или психологический дискомфорт, неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний |
Очень важно, что в каждом конкретном случае роль того или иного фактора в возникновении заболеваний или нарушений не одинакова (табл. 3). Нетрудно увидеть, что из всех приведенных заболеваний и нарушений (а на их долю приходится более 90% всех смертельных исходов в стране) лишь в двух случаях (диабет, пневмония) решающим фактором является не образ жизни. Этот пример с несомненностью показывает значение валеологического образования, существенной частью которого должно быть формирование у человека приоритета здоровья и мотивации на здоровый образ жизни.
Таблица 3
| Заболевание | Неблагоприятный фактор | |||
| Образ жизни | Генетический | Внешняя среда | Медицинское обеспечение | |
| ИБС | ||||
| Рак | ||||
| Диабет | ||||
| Пневмония | ||||
| Цирроз печени | ||||
| Самоубийства | ||||
| Транспортный травматизм |
С этих позиций большой интерес представляет модель здоровья, предложенная алтайским ученым В.П. Куликовым (1989).

Отсюда понятно, что гораздо эффективней формировать правильный образ жизни, ценностно-мотивационные установки на здоровье, чем изменять генотип и среду - более консервативные и устойчивые компоненты.
Предупредить отклонения от нормального физического развития, сохранить здоровье школьника – значит, создать наилучшие условия для его воспитания и обучения. Незнание детского организма и неумение своевременно заметить те или иные изменения лишают учителя возможности правильно использовать разнообразные методы воспитания. В таких случаях учитель действует наугад и поэтому неизбежно допускает ошибки. Вот почему студентам всех факультетов педагогических вузов надлежит овладеть методикой изучения физического развития школьника, научиться следить за состоянием его здоровья.