Принцип уважения прав человека и основных свобод,
включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, впервые получил закрепление в Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. Он трактуется как обязанность государств поощрять и развивать гражданские, политические, социальные, экономические права и свободы, вытекающие из достоинства
человеческой личности и обеспечивающие ее развитие. Государства должны уважать право национальных меньшинств, проживающих на их территории, на равенство перед законом и гарантировать им возможность фактически пользоваться всеми правами и свободами человека.
В области прав человека государства должны действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и международными нормами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Пактах о правах человека 1966 г.
Принцип мирного урегулирования споров требует от государств в случае конфликтных ситуаций прибегать на основе свободного выбора к любому из мирных средств, установленных международным правом.
К ним относятся: переговоры, обследование (создание следственных комиссий с целью выявления факта, являющегося основанием спора), посредничество (обращение к третьему государству за рекомендацией в разрешении спора), примирение (создание участниками спора согласительной комиссии с целью достижения примирения сторон), арбитраж, судебное разбирательство (обращение к Международному Суду ООН или иному международному судебному органу).
Государства при возникновении спора должны воздерживаться от действий, ставящих под угрозу международный мир и безопасность и затрудняющих возможность урегулирования конфликта мирными средствами.
Принцип добросовестного выполнения государством международных обязательств означает, что каждое государство обязано выполнять международные обязательства, вытекающие как из общепризнанных принципов и норм международного права, так и из международных договоров. В случае противоречия обязательств, вытекающих из международных договоров, обязательствам государств по Уставу преимущественную силу имеют последние (ст. 103).
Кроме общих принципов международного права, в отраслях международного права действуют специальные принципы. Так, в международном воздушном праве применяется принцип абсолютного суверенитета государства над воздушным
пространством в пределах своей территории, означающий, что влет иностранного воздушного судна на территорию государства возможен лишь с разрешения этого государства и обычно регулируется соглашением о воздушном сообщении, заключаемым между государствами. Нахождение иностранного воздушного судна в воздушном пространстве другого государства подчиняется законам и правилам последнего. (В Республике Беларусь правовой режим воздушных полетов закреплен Воздушным кодексом.)
В международном морском праве действует принцип свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, свободу рыболовства, свободу научных исследований, свободу прокладывать кабели и трубопроводы для любого государства независимо от наличия выхода к морю; в праве внешних сношений - принцип предоставления привилегий и иммунитетов зарубежным органам внешних сношений (дипломатическим, консульским представительствам) страной их пребывания.
Однако отраслевые принципы не исключают применение общих принципов, а лишь детализируют их применительно к конкретной сфере сотрудничества государств.
Итак, анализ общих принципов международного права выявляет их взаимосвязанность, общепримепимостъ и императивность, что обусловливает их основополагающую роль в объединении всех норм в единую нормативную систему, в определении демократической сущности и прогрессивного развития международного права.