ВОПРОС 7
Человек включен в мир, является частью мира. Нельзя понять человека, если не рассматривать, во что он встроен. Человек не наблюдатель в мире, он в мире живет, он — его часть. Природа—общество—культура — вот3 сферы мира, в которых живет человек.
Важнейшие особенности деятельности | |
животных | человека |
Инстинктивно-биологическая деятельность | Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении |
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) | Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности |
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации | Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости |
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного | Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры |
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные не способны изготавливать орудия с помощью другого орудия | Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т. е. появление плана сознания |
Приспосабливаются к внешней среде | Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями |
Но психика человека это не только сознание, но и бессознательное.
Сознание и бессознательное работают в режиме гармонического единства:
• в зоне ясного осознания человека находили лишь частьпостоянных сигналов, они используются для осознанного управления поведением;
• выбор стратегии поведения;
• поиск новых способов решения;
• остальные сигналы используются для регуляции процессов, но на подсознательном уровне, для регуляции поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ проявляется:
• в психических явлениях во сне;
• в автоматизированных движениях в некоторых неосознанных побуждениях к деятельности;
• в реакциях на неосознанные раздражители.