Рекомендуемая шероховатость поверхностей типовых машиностроительных деталей
| Типовые детали | Шероховатость поверхности | |
| Класс | Ra | |
| Подшипники скольжения: | ||
| малонагруженные, работающие при умеренных окружных скоростях: | ||
| отверстие | 7-9 | 0,8 – 0,2 |
| вал | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| высоконагруженные, работающие при больших окружных скоростях: | ||
| отверстие | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
| вал | 9-10 | 0,2 – 0,1 |
| Упорные подшипники скольжения: | ||
| малонагруженные | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
| высоконагруженные, работающие при больших окружных скоростях | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| Сферические поверхности самоустанавливающихся подшипников и т.п. | 9-12 | 0,2 – 0,025 |
| Неподвижные соединения с посадкой скольжения: | ||
| отверстие | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
| вал | 9-11 | 0,2 – 0,05 |
| Соединения с переходными посадками: | ||
| отверстие | 7-9 | 0,8 – 0,2 |
| вал | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| Прессовые и конусные соединения: | ||
| отверстие | 7-10 | 0,8 – 0,1 |
| вал | 8-11 | 0,4 – 0,05 |
| Упорные буртики неподвижных цилиндрических соединений (рабочие поверхности | 6-8 | 1,6 – 0,4 |
| Посадки подшипников качения: | ||
| отверстие в корпусе при классе точности подшипника: | ||
| нормальном | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
| повышенным | 9-10 | 0,2 – 0,1 |
| высоком | 10-11 | 0,1 – 0,05 |
| прецизионном | 11-12 | 0,05 – 0,025 |
| вал при классе точности подшипника: | ||
| нормальном | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| повышенным | 10-11 | 0,1 – 0,05 |
| высоком | 11-12 | 0,05 – 0,025 |
| прецизионном | 12-13 | 0,025 – 0,012 |
Продолжение таблицы 68
| Типовые детали | Шероховатость поверхности | |
| Класс | Ra | |
| Шлицевые соединения, центрирование: | ||
| по наружному диаметру: | ||
| отверстие | 7-10 | 0,8 – 0,1 |
| вал | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| по внутреннему диаметру: | ||
| отверстие | 9-12 | 0,2 – 0,025 |
| вал | 7-9 | 0,8 – 0,2 |
| по граням шлицов: | ||
| охватывающие поверхности | 7-10 | 0,8 – 0,1 |
| охватываемые поверхности | 8-11 | 0,4 – 0,05 |
| Шлицевые соединения с зазором: | ||
| рабочие грани | 7-10 | 0,8 – 0,1 |
| отверстие | 8-11 | 0,4 – 0,05 |
| вал | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
| Шпоночно-пазовые соединения (рабочие грани): | ||
| пазы | 5-7 | 3,2 – 0,8 |
| шпонки | 6-8 | 1,6 – 0,4 |
| Направляющие призматические поверхности: | ||
| охватывающие | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| охватываемые | 9-12 | 0,2 – 0,025 |
| Резьбы наружные: | ||
| рядовые | 5-6 | 3,2 – 1,6 |
| повышенной точности | 6-7 | 1,6 – 0,8 |
| точные | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
| Резьбы внутренние: | ||
| рядовые | 4-5 | 6,4 – 3,2 |
| повышенной точности | 5-6 | 3,2 – 1,6 |
| точные | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
| Винты ходовые (рабочие поверхности): | ||
| гайка | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| винт | 10-12 | 0,1 – 0,025 |
| Прямозубые колеса (рабочие поверхности зубьев): | ||
| неответственного назначения | 6-7 | 1,6 – 0,8 |
| работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
| работающие при средних нагрузках и окружных скоростях | 9-10 | 0,2 – 0,1 |
| тяжелонагруженные, подверженные ударной нагрузке и работающие при высоких окружных скоростях | 10-12 | 0,1 – 0,025 |
| Косозубые и шевронные колеса (рабочие поверхности зубьев): | ||
| работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях | 6-8 | 1,6 – 0,4 |
| тяжелонагруженные и работающие при высоких окружных скоростях | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| Конические колеса (рабочие поверхности зубьев): | ||
| работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
| тяжелонагруженные и работающие при высоких окружных скоростях | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Продолжение таблицы 68
| Типовые детали | Шероховатость поверхности | |
| Класс | Ra | |
| Червячные колеса (рабочие поверхности зубьев): | ||
| работающие при умеренных нагрузках | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
| тяжелонагруженные | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| Червяки (рабочие поверхности витков): | ||
| работающие при умеренных нагрузках | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
| тяжелонагруженные | 10-11 | 0,1 – 0,05 |
| Фрикционы, тормоза (рабочие поверхности): | ||
| цилиндрические | 9-12 | 0,2 – 0,025 |
| плоские | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| Уплотнения цилиндрические контактные (рабочие поверхности валов): | ||
| с мягкими элементами манжеты | 10-11 | 0,1 – 0,05 |
| с металлическими элементами | 11-12 | 0,05 – 0,025 |
| Уплотнения торцевые (рабочие поверхности дисков): | ||
| с мягкими элементами | 9-10 | 0,2 – 0,1 |
| с металлическими элементами | 10-12 | 0,1 – 0,025 |
| Уплотняющие поверхности ниппелей, штуцеров и т.п. | 7-9 | 0,8 – 0,2 |
| Шкивы (рабочие поверхности): | ||
| под плоские ремни | 9-12 | 0,2 – 0,025 |
| клиноременных передач | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| Стыки герметичные, собираемые на прокладках: | ||
| мягких | 6-8 | 1,6 – 0,4 |
| твердых | 8-9 | 0,4 – 0,2 |
| из мягких металлов | 9-10 | 0,2 – 0,1 |
| Стыки герметичные (металл по металлу) | 10-12 | 0,1 – 0,025 |
| Привалочные плоскости: | ||
| рядовые | 5-7 | 3,2 – 0,8 |
| точные | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| Свободные поверхности деталей (торцы и ненесущие цилиндрические поверхности валов, фаски, неработающие поверхности зубчатых колес, шкивов, маховиков, рычагов и т.п.) | ||
| малонагруженных | 4-6 | 6,4 – 1,6 |
| нагруженных высокими цикличными нагрузками | 6-9 | 1,6 – 0,2 |
| Подошвы и основания станин, корпусов, лап | 3-4 | 12,5 – 6,3 |
| Галтели: | ||
| неответственного назначения | 5-6 | 3,2 – 1,6 |
| деталей, нагруженных высокими цикличными нагрузками | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
| Шестигранники, четырехгранники, лыски, фаски, пазы под ключ и т.п. | 4-5 | 6,4 – 3,2 |
| Отверстия под крепежные детали, установленные с зазором | 4-5 | 6,4 – 3,2 |
| Опорные поверхности под гайки и головки болтов: | ||
| рядовые соединения | 5-6 | 3,2 – 1,6 |
| ответственные, циклически нагруженные соединения | 7-8 | 0,8 – 0,4 |
| Центрирующие буртики (фланцев, крышек, корпусных деталей и т.п.) | ||
| отверстие | 5-6 | 3,2 – 1,6 |
| буртик | 6-7 | 1,6 – 0,8 |
| Детали управления, рукоятки, ручки, маховички и т.п. | 8-10 | 0,4 – 0,1 |
Таблица 69