Тематическое планирование в современных условиях

 

Планирование — это стадия процесса управления, на которой оп­ределяются цели деятельности, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях . Планирование — это способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех участников и подразделений организации к достижению ее общих целей . Оно является неотъемлемой частью менеджмента, и его можно определить также как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходи­мые для их достижения.

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее ок­ружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конку­рентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в рыночной нише.

Тактическое планирование (средний уровень) — это определе­ние промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратеги­ческим. Разница лишь в том, что если в организации, например, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен ко­ординировать и интегрировать свою деятельность с другими. И это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратеги­ческом планировании.

Оперативное планирование (нижний уровень). В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Основная задача оперативного планирования — регулирование сро­ков выполнения плана выпуска изданий по тематике и количественным показателям. Оперативное планирование направлено на регулирование сроков выполнения планов по отдельным процессам и операциям редак­ционной работы и труда производственного отдела, на выявление и уст­ранение причин, мешающих планомерной работе, на корректирование хода работ, для обеспечения в срок обязательств по договорам с поли­графическими предприятиями и книготорговыми организациями.

Каждый субъект хозяйствования формирует собственную систему планирования, элементы которой имеют ряд характерных особенно­стей, определяемых его организационными, техническими, финансо­выми возможностями, а также целевыми установками производствен­ной деятельности. Совокупность планов организации в теории менеджмента принято называть «системой планирования». В специ­альной литературе дается следующее определение этому понятию: «совокупность типов и видов планирования, средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация, персонал, сформированный в организационную структу­ру, отвечающую за выработку планов, последовательность работ, вы­полняемых в ходе составления плана, а также информационные и технические средства, используемые в процессе планирования». Различными авторами в связи с этим предлагаются разные принципы разработки типов плановой работы и признаков их классификации.

Можно предложить схему, основанную на трех классификацион­ных признаках: период планирования, объект планирования и уровень внутри организации. Согласно признаку периода планирования оно может быть краткосрочным, средне- и долгосрочным, а также неопре­деленным. Объектом планирования может быть финансовое, маркетин­говое, технологическое управление, планирование труда и производи­мого продукта. Признак уровня внутри организации может выделить стратегическое, бюджетное и операционное планирование. Цели и спе­цифика деятельности издательского предприятия ставят во главу угла задачи операционного планирования производимой продукции, в изда­тельской терминологии известные как тематическое планирование.

Тематическое планирование считают основой плановой работы издательства и разделяют на долгосрочное (до 5 лет), среднесрочное (от 1 до 3 лет) и краткосрочное (до года). В советскую эпоху сроки перспективного (долгосрочного) тематического планирования на не­которых издательских предприятиях достигали 15 и даже 20 лет, что объяснялось устойчивым положением большинства издательств, «тя­жестью» редакционных портфелей и стабильностью отрасли в целом. Либерализация экономических отношений в нашей стране поставила издателей перед лицом финансовых рисков, заставила их проводить достаточно осторожную хозяйственную политику, и отказаться от долгосрочного планирования своей деятельности.

Значимость перспективного тематического планирования в кни­гоиздательском деле обозначилась одновременно с лавинообразным увеличением окружающей человека информации, происходящим на фоне роста дефицита полезной информации. В современных условиях кризиса системы государственной библиографии тематическое пла­нирование должно стать эффективным средством не только четкого реагирования на читательский спрос, но и частью системы воздейст­вия на книжную культуру и чтение.

Говоря о целевых установках тематического планирования, выде­ляют глобальные и локальные цели. Глобальные связаны со стратеги­ей развития издательского предприятия, рассчитанной на длительную перспективу. Среди них чаще всего выделяют:

• обеспечение оптимальной рентабельности за счет поддержания высокого уровня объема продаж, размера прибыли на вложенный капитал и имеющиеся активы, в том числе обеспечения ежегодно­го прироста объема продаж и прибыли;

• обеспечение устойчивого положения издательского предприятия за счет снижения производственных издержек, продуманной ин­вестиционной и кадровой политики;

• разработку новых направлений развития за счет диверсификации издательской продукции, выхода на новые товарные рынки, ис­пользования информационных систем и технологий для рекламы и распространения изданий.

Одним из средств достижения стратегических целей издательско­го предприятия являются локальные цели, наиболее важнейшими из которых считаются тематические. Впервые термин «тематические це­ли» был предложен В.М. Гречко. «Тематические цели, — пишет Л.Н. Делюкин, — должны определять более четкий выход издатель­ства (редакции) на определенные читательские категории, направлен­ное формирование соответствующих читательских запросов, удовле­творение конкретных социальных потребностей будущего».

Тематическое планирование является только частью плановой работы издательства, другими составляющими которой выступают производственное и хозяйственное планирование, в современной из­дательской практике представленные оперативными и финансовыми бюджетами.

Тематическим планированиемназывается деятельность книго­издательских предприятий по координации выпуска литературы, на­правленная на более полное удовлетворение общественных потребно­стей в книгах и брошюрах. Тематическое планирование помимо управляющей функции решает ряд задач издательского маркетинга, давая возможность заинтересованным читателям получить презентативную информацию о новинках книжного рынка.

Тематический план состоит из перечня названий литературных и других печатных произведений, которые должны быть выпущены за определенный период. Тематические планы могут быть простыми и аннотированными — последние содержат краткую аннотацию издания, включенного в тематический план. По характеру содержащихся в них сведений тематические планы напоминают рекламно-информационные материалы, размещаемые в специальной периодике и сети Интернет. Однако содержание тематических планов существенно шире, посколь­ку они служат задачам эффективной организации работы издательского предприятия. Тематические планы обращены ко всему репертуару из­дательства, в то время как рекламно-информационные материалы — к отдельным издательским проектам.

Тематические планы в решении поставленных задач оказываются глубже планов редакционно-издательской подготовки, несмотря на общий объект планирования — выпуск изданий. У тематических пла­нов и планов редакционно-издательской подготовки несомненно раз­ные задачи — выработка планов деятельности издательства на про­гнозируемый период и координация авторских предложений, совместных и заказных изданий для планов редподготовки.

Важно отметить и тот факт, что в советскую эпоху тематическому планированию придавалось принципиально иное, чем в наше время, значение. Перспективное планирование осуществлялось «...в соот­ветствии с социально-экономическими и идейно-политическими за­дачами, основными направлениями развития народного хозяйства, науки, техники и культуры с учетом рекомендаций Госкомиздата

СССР...», — читаем в нормативных документах тех лет.

Внутрииздательский план редакционно-подготовительных работ соответствовал утвержденным тем же Госкомиздатом пропорциям и соотношениям в выпуске печатной продукции по основным тематиче­ским направлениям и видам литературы. Годовой тематический план, в свою очередь, формировался на основе плана редподготовки с учетом контрольных цифр, полученных от вышестоящей организации.

Разумеется, современное тематическое планирование в корне от­личается от планирования издательского репертуара в советское вре­мя. Оно во многом утратило свой обязательный характер для изда­тельских структур, в новых условиях хозяйствования вынужденных гибко держаться рыночной конъюнктуры. Вместе с тем под сомнение не может быть поставлено значение тематического планирования для издательской отрасли, ставящее своей целью координацию творче­ских усилий авторских и редакторских коллективов, а также произ­водственных ресурсов издательского предприятия для решения задач выпуска литературы.

Также следует отметить, что принципы и методика тематическо­го планирования в издательствах разного профиля не совпадают. Наиболее заметное различие фиксируется виздании художествен­ной и отраслевой литературы. В первом случае поиск интересного автора может вестись независимо от темы по отзывам прессы, радио и телевидения. И наоборот, систематизированное тематическое пла­нирование ведется в издательствах учебной, справочной и научной литературы.

Тематическим планом, согласно словарю издательских терми­нов, является «основной документ, регламентирующий деятельность издательства и представляющий собой перечень произведений, под­лежащих выпуску за определенный период, согласно профилю изда­тельства, с указанием автора, названия, языка издания, объема, тиража и др. сведений». Назначение тематического планирования со­стоит в организации целенаправленной работы издательства по удовлетворению потребностей в книге целевых групп и рыночных сегментов. Методика тематического планирования издательства представлена на рис. 5.

 

Тематические цели издательства
План редакционной подготовки
Выявление конкретной тематики в ходе анализа маркетинговой информации и работы с авторами
Уточнение количественной и объемной структуры плана. Учет оперативного резерва и анализ данных по заказным и совместным изданиям.
Выявление конкретных авторов, уточнение объемов и сроков готовности рукописей. Углубленная работа с авторскими предложениями
Годовой план выпуска
Пятилетний перспективный план

 

 


Перспективный тематический план включает «работы, уже зака­занные авторам, темы произведений, к написанию которых издатель­ство будет привлекать авторов, переиздания многотомных собраний сочинений, избранных сочинений художественной литературы, науч­ные труды, справочные издания, учебники, произведения художест­венной литературы, а также другие издания, требующие для своего создания, редактирования или полиграфического исполнения дли­тельного времени. В перспективном тематическом плане выпуска ли­тературы указывают фамилию автора (составителя, переводчика), на­звание темы или произведения, язык издания, ориентировочный объем произведения в авторских листах, тираж издания, число печат­ных листов-оттисков, состояние работы на момент разработки плана и год издания».

В план редподготовки включают авторские предложения и наме­чаемые к выпуску издания по актуальной проблематике согласно профилю издательства. Специфика плана редподготовки такова, что произведения, включаемые в него, предполагается дорабатывать в те­чение планируемого года и издавать в следующем. Именно на этой стадии особое значение приобретает отбор авторов и работа с мате­риалами авторских предложений, поступивших в издательство.

Практика многолетней работы издательств над формированием планов редподготовки выдвинула целую систему критериев оценки материалов авторских предложений, среди которых:

1) новизна; 2) перспективность; 3) практическая (прикладная) ценность; 4) наличие и достаточность исходного материала для под­готовки книги; 5) максимальный тираж.

Согласно этим и другим (дополнительным) критериям, соответст­вующим виду издания и литературы, производится оценка темы гото­вящегося произведения, а также калькуляция возможной рентабель­ности издательского проекта. Кроме того, важно учитывать тот факт, что оценка рентабельности проекта сопровождается расчетом эконо­мической выгоды совокупного выпуска данного вида товара, осуще­ствляемого в бюджете продаж. Поэтому планирование редакционно-издательских работ сопровождается соотнесением долговременных и краткосрочных запасов объемов рукописей в авторских листах и пе­чатных листах-оттисках.

На основании планов редакционно-издательской подготовки изда­тельства готовят календарные графики выпуска изданий. Календарные графики являются другой важной составляющей оперативного плани­рования на издательском предприятии. Не менее существенной счита­ется еще одна функция календарных графиков — контроль намечен­ных сроков подготовки изданий.

Помимо собственных изданий в план редподготовки отдельной строкой включают совместные и заказные издания. Совместными изданиями называются издания, которые подготавливаются к выпус­ку и выходят по взаимному соглашению нескольких издательств, и права на которые устанавливаются по договоренности. Заказным из­данием называют издание, выпускаемое издательством по заказу дру­гой организации по договору. В данном случае заказчик оплачивает издательству фактические расходы и обеспечивает прибыль согласно договору. Количественные показатели по заказным изданиям (назва­ния, объем, тираж, издательские и печатные листы-оттиски и т.д.) от­ражаются в издательских планах отдельно, за итогом плана собствен­ных изданий, в разделе «Заказные издания».

В советском книгоиздании действовал строго установленный раз­мер прибыли исполнителя, обеспечивающего выпуск печатной продук­ции на заказных условиях, равный 5% от суммы фактических затрат. В настоящее время выпуск заказных изданий выступает в качестве одно­го из наиболее значимых факторов, обеспечивающих выживание круп­ных издательско-полиграфических предприятий, поскольку сбыт изда­ний этой группы на договорных условиях гарантирован.

Наконец, основу текущей плановой деятельности издательства фор­мирует годовой тематический план. В советское время в него включа­лись только те произведения, выпуск которых был скоординирован с Госкомиздатом. Сейчас необходимость в обнародовании этого плана в государственных структурах, занятых управлением книгоизданием, от­пала, и он выступает лишь в качестве внутрииздательского документа.

Тематический план раскрывает профиль издательства, работает на его имидж в качестве эффективного средства для формирования со­держания рекламно-информационных материалов, например, изда­тельских каталогов. Смешивать понятия «тематический план» и «из­дательский каталог» не следует. Под первым подразумевается планово-управленческий документ внутрииздательского назначения, под вторым — вид издания.

Например, аннотированный издательский каталог «Высшей школы» за 2002 г. состоит из двух разделов. В первом разделе, названном «Новые книги», дана информация об учебниках и учебных пособиях, гото­вящихся к выпуску в 2002 г. Во втором разделе («Книги в наличии») приведен перечень учебников и пособий, имеющихся в продаже. Каждый раздел имеет четыре подраздела:

• учебная литература для учреждений высшего профессионального образования;

• учебная литература для учреждений среднего профессионального образования;

• учебная литература для учреждений начального профессиональ­ного образования;

• учебная литература для поступающих в вузы;

 

Образец одной из библиографических записей, размещенных в этом каталоге, выглядит следующим образом:

 

УДК1

ББК 87.3

 

Н 2. Евлампиев И.И. История русской философии:учеб. посо­бие.— М.: Высшая школа, 2002.— 38 л.— ISBN 5-06-003753-3 (в пер.), 1 кв.

В учебном пособии, которое является частью курса «История философии» и базового курса «Философия», раскрывается развитие отечественной философской мысли от Средневековья до наших дней. Особое внимание автор уделяет богатой философскими идеями эпо­хе середины XIX'— начала XXв., когда появились наиболее оригиналь­ные и сложные философские концепции, составившие славу само­бытной культуры русского любомудрия. Автор осмысливает также и философию советского периода, включая русский марксизм и твор­чество таких мыслителей, как М. Бахтин и М. Мамардашвили.

Для студентов и преподавателей вузов, преподавателей средней школы и всех интересующихся историей философии.