Введение

 

 

В связи с развитием науки и техники возрос объем необходимых знаний, который за время пребывания в вузе должны получить, проработать и закрепить в памяти буду-щие специалисты. Это входит в противоречие с ограниченностью времени обучения, ко-торое, естественно, нельзя увеличивать.

Устранить указанное противоречие можно путем совершенствования учебного процесса. При этом надо разрабатывать и применять более совершенные формы и мето-ды обучения в течение всего учебного года, постулируя по принципу: «Мы изучаем, чтобы знать. Чтобы знать, надо помнить. Чтобы помнить, надо запомнить».

Как лучше всего это сделать? Психологи утверждают, что в запоминании огромное значение имеют два фактора. Первый сводится к следующему: все, что мы изучаем с ин-тересом, оставляет наиболее прочный след в памяти. Второй фактор заключается в осоз-нании важности и необходимости запоминания. У каждого приступающего к изучению в той или иной мере проявляется, конечно, действие второго фактора. А вот первый фак-тор – интерес к запоминанию – не всегда себя проявляет. Часто, читая учебник или слу-шая лекцию, приходится напрягать волю, чтобы понять автора учебника или преподава-теля. Большой интерес к обучению создают обучающие и контролирующие программы компьютера, но они не отвечают полностью таким требованиям педагогики, как просто-та и доступность, необходимая обучающимся в любое удобное для них время. Кроме того, программы не могут проследить правильность рассуждений обучающихся на во-прос «Почему?», в результате чего при неверных рассуждениях можно нажать клавишу, соответствующую правильному ответу.

Данное пособие частично устраняет эти недостатки. Его можно использовать для закрепления теоретических знаний и проверки степени усвоения материала. При общей хорошей подготовке это пособие можно использовать и для изучения теории дисципли-ны. Пособие доступно каждому – им можно пользоваться в любое время и в любом мес-те, особенно если сделать его в виде карманного блокнота и иметь при себе.

Существенно то, что из относительно небольшого времени, необходимого для ре-шения задач, бóльшая часть затрачивается на электротехническую сторону решения. Математические операции, не представляющие интереса с точки зрения электротехники, сведены к минимуму. Естественно, сокращение математической части решения дает возможность проработать большее количество задач и рассмотреть большее количество различных электротехнических вопросов. Решение большинства качественных задач без цифрового расчета заставляет понимать функциональную зависимость между различ-ными физическими величинами и явлениями, приучает к логическому мышлению, бла-годаря чему лучше усваивается целый ряд абстрактных понятий. Самостоятельная про-работка дисциплины с использованием данного пособия должна строиться, на наш взгляд, следующим образом. Прежде чем отвечать на вопросы и решать задачи, необхо-димо изучить и проработать материал каждой темы и раздела по учебнику, конспекту лекций или данному пособию.

В процессе работы над материалом надо давать ответы на каждую задачу, относя-щуюся к данной теме, разделу с обязательным объяснением, почему дан именно этот, а не иной ответ. Если при этом встречаются затруднения, то следует еще раз по учебни-ку или данному пособию повторить соответствующий параграф или главу. Очень полез-но обсудить каждую задачу в группе, а при необходимости следует обратиться за кон-сультацией к специалисту. Задачи пособия могут быть использованы для проверки знаний перед лабораторными и практическими работами, проведения зачета, контроль-ных работ и зачета по дисциплине. При заочной и дистанционной системах обучения данное пособие можно использовать для контроля своих знаний.

 

 


 

Глава 1. ЭЛЕКТРОСТАТИКА И ПОСТОЯННЫЙ ТОК