IV. Письмо элемента в прописях.

III. Знакомство с процессом письма нового элемента букв.

I. Подготовка к письму.

Структура и содержание уроков письма на элементной стадии.

 

Почти на каждом уроке письма на этой стадии дети знакомятся с новым элементом букв: прямой линией (короткой и длинной), прямой линией с закруглениями, прямой линией с петлей, прямой линией с овалом, доходящим до середине строки, плавной линией, овалом, полуовалом.

Рассмотрим подробнее, как строится урок письма.

Задача: подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию движений и мелкую мускулатуру мышц пальцев; повторить материал, пройденный на предыдущих уроках письма и чтения.

На этом этапе выполняются следующие упражнения в прописи или специальной тетради:

1) Повторение гигиенических норм письма (положение тетради, ручки, тела при письме);

2) Рисование, обводка, шриховка;

3) Звуковой анализ слов, составление схем-моделей; подбор слов к готовым схемам-моделям; повторение изученных на уроке чтения фонетических понятий;

4) Повторение изученных элементов букв.

II. Знакомство с графическим обликом нового элемента букв.

Задача: познакомить учащихся с особенностями графического облика нового элемента букв, научить отличать его от уже знакомых элементов.

Приёмы работы:

1) Показ образца нового элемента (на доске, в прописи и др.)

2) Рассматривание образца: сравнение с какими-либо предметами, сравнение с уже изученными элементами и др.

3) Конструирование нового элемента букв из шаблонов.

Задача: познакомить учащихся с процессом письма нового элемента букв, добиться сознательного его усвоения учащимися.

Приемы работы:

1) Показ учителем процесса письма нового элемента с подробным комментированием;

2) «Письмо» под счет в воздухе;

3) Копировальный прием: «обводка» шаблонов по направлению письма, «обводка» в прописи по пунктирным линиям; «обводка» элемента с помощью кальки и др.

Задача: выработать навык написания нового элемента.

Приёмы работы:

1) Письмо нового элемента (вначале один – два показа, потом половина строки, затем – строка до конца);

2) Анализ написанного (отметка -.- под наиболее удавшимся образцом, взаимопроверка, показ лучших работ, коллективная и индивидуальная работа над ошибками и др.)

V.Упражнения в рисовании узоров, бордюров, включающих в себя новые элементы букв.

Стадия буквенного письма.

Буквенная стадия обучения письму соответствует основному периоду обучения чтению.

Основная задача работы на этой стадии – сформировать у учащихся ясное, сознательное представление о начертании букв русского алфавита, научить их соединениям этих букв в словах. Решение этой задачи достигается, во-первых, эффективным, методически обоснованным знакомством с графическим обликом каждой новой буквы и системой упражнений, направленных на закрепление этих знаний, формирование конкретным практических умений.

В соответствии с поставленной задачей, в центре урока письма на этой стадии – знакомство с новой буквой и соединениями этой буквы в словах.

Как строится урок письма на этой стадии?

I. Подготовка к письму.

Задача: подготовить руку ребёнка к письму; повторить материал, необходимый для восприятия новой темы.

Приемы работы:

· Повторение гигиенических норм письма.

· Рисование, обводка, штриховка.

· Звуковой анализ слов, повторение фонетических понятий.

· Повторение изученных на предыдущих уроках чтения и письма букв.

II. Знакомство с графическим обликом новой буквы.

Задача: познакомить учащихся с графическим обликом новой буквы. Научить отличать ее от других букв.

Приемы работы:

· Поэлементный анализ графического облика буквы.

· Сравнение этой буквы с уже изученными буквами.

· Сравнение новой буквы с какими-либо предметами.

· Конструирование буквы из готовых шаблонов (элементов). Переконструирование.

III. Знакомство с процессом письма новой буквы.

Задача: познакомить учащихся с процессом письма новой буквы, научить их правильно и красиво писать ее и соединять с другими буквами в словах.

Приёмы работы:

· Показ учителя с объяснением процесса письма новой буквы.

· Письмо буквы под счет в воздухе.

· Копировальные приемы (обводка буквы по пунктирным линиям, через кальку, по трафаретам и др.)

· Письмо буквы в прописях.

· Анализ качества письма. Работа над ошибками.

· Упражнения в написании слогов с разными типами соединений.

IV. Упражнения в письме.

Задача: закрепить навык написания новой буквы, учить детей списывать и писать под диктовку, проводить широкую орфографическую, грамматическую и лексическую пропедевтику.

Приемы работы:

1. Списывание с готового текста.

2. Диктанты (обучающие).

3. Творческие упражнения.