ГЛОССАРИЙ
| № | Русский | Казахский | Английский |
| Витраж | Витраж | Stained-Glass Window | |
| Колонна | колонна | Column, pillar | |
| Капитель | Капитель | Small Caps | |
| Трифолия | Трифолия | ||
| Карбошон | Карбошон | ||
| Тектоника | Тектоника | Tectonics | |
| Нервюры | Нервюрлер | Ribs |
Задание на СРС.Составьте рассказ на основе картины. Какой стиль архитектуры представлен в зданиях городского пейзажа? Как вы думаете, в какой части света расположен этот город?
| ||||||||||||||||||
Задание на СРСП.Составьте кластер по теме «Архитектурный стиль» с опорой на картины.
|
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991
2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с
3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html
4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.
5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.
6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.
| Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема: | «Русский язык» № 15 Композиция в природе и искусстве. Абстрактное и конкретное вещественное значение слов. | Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна |
Прослушайте текст «». Заполните тест.
|
| ? | Развитие местной строительной культуры можно проследить и по |
А) летописным источникам
Б) архитектурному облику многих городов
В) живописным картинам художников
| ? | Мавзолей Айша-Биби имеет |
А) прямоугольное основание
Б) округлое основание
В) кубическое основание
| ? | …назвал Мавзолей Айша – Биби «своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана» |
А) Т.К. Басенов
Б) М.М.Мендикулов
В) А.А.Кусаинов
| ? | На территории Казахстана сохранились, главным образом |
А) древние города-крепости
Б) памятники культовой архитектуры
В) памятники деревянного зодчества
| ? | Форма купола подражает форме |
А) неба
Б) солнца
В) юрты
| ? | Можно предположить, что конструкция казахской юрты нашла воплощение |
А) последующей архитектурно – строительной практике
Б) последующей литературе
В) последующей реконструкции юрты
| ? | Ответьте на вопросы: |
| Какими знаниями обладали древние зодчие? | |
| К какому времени относится строительство мавзолея Айша – Биби? | |
| Что придает мавзолею Айша-Биби законченный вид? | |
| Чем ценен для истории искусства Казахстана мавзолей Айша-Биби? | |
| В какой части Казахстана находится подземная мечеть Шакпак – Ата? | |
| Приведите примеры конструкций, сохранившихся на территории Казахстана, которые сконструированы в стиле подражания юрте. |
| Перескажите прослушанный текст. |
Прочитайте текст.
|
____________________________________________

Архитектура – это соединение искусства, науки и производства. Органичное единство этих трех составляющих образует основу профессиональных знаний и умений – основу проектной деятельности архитектора.
Художественно-образные аспекты архитектурной композиции также опираются на систему определенных закономерностей подобно тому, как музыка имеет свою музыкальную грамоту. Или язык – свой грамматический строй. Термин «композиция» в переводе с латинского compositio – обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют определенную форму.

В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются цельность, симметрия и ритм. Цельность проявляется в строении, конструкции предмета, симметрия – в равновесии левой и правой частей объекта, ритм – в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, равновесие частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения. Симметричны в основе своей цветы, состоящие из лепестков и листьев, расположенных чаще в ритмичном порядке на стебле или ветке.
Композиционные начала (цельность, симметрия, ритм) характерны для природы и в искусства.
| ? | Ответьте на вопросы: |
| Что соединяет в себе архитектура? | |
| Что означает термин «композиция»? | |
| На что опираются художественно-образные аспекты архитектурной композиции? | |
| Перечислите композиционные закономерности, характерные для природы. | |
| Чем характеризуется симметрия? | |
| Что характерно одновременно для природы и для искусства? |
Объясните значения слов и выражений органичное начало, композиционная закономерность, интервал, музыкальная грамота, симметрия.
| Подчеркните в тексте термины. Выпишите их в алфавитном порядке. |
| Найдите в тексте отглагольные имена существительные. Назовите глаголы, от которых образованы эти слова. |
¤Образуйте от глаголов текста имена существительные (где это возможно):
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________







Прослушайте текст «». Заполните тест.
Прочитайте текст.