Особенности организации современного производства и сферы услуг

 

Современное производство товаров и услуг представляет сложный процесс превращения предметов труда в готовые товары и услуги. Это процесс непосредственного приложения живого труда к средствам и предметам труда в целях создания необходимых товаров.

Традиционный подход, рассматривающей организацию производства с позиции специализации, концентрации и кооперирования, отходит на второй план. Переход на рыночные отношения кардинально меняет взгляды на организацию производства, создающую условия для рационального использования всех ресурсов в процессе производства.

На первый план выдвигаются новые цели производства, рассматривающие его как гибкое, способное в любой момент пере­строиться на производство других видов продукции при изме­нении спроса; как оптимальное, функционирующее с наимень­шими затратами, и как производство высокой культуры, создающее условия для выпуска конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей спрос потребителя.

Поскольку на практике многие задачи организации про­изводства решают технологи, важно различать функции технологии и функции организации производства.

Технология определяет способы и варианты изготовления продукции. Функцией технологии является определение воз­можных типов машин для производства каждого вида продук­ции с другими параметрами технологических процессов, т.е. технология определяет, что нужно сделать с предметом труда и при помощи каких средств производства, чтобы превратить его в продукт с необходимыми свойствами.

Функцией организации производства является определение конкретных значений параметров технологического процесса на основе анализа возможных вариантов и выбора наиболее эффективного в соответствии с целями и условиями производства.

Иными словами, организация производства определяет, как лучше сочетать предмет и орудия труда, а также сам труд, чтобы превратить предмет труда в продукт необходимых свойств с наименьшими затратами рабочей силы и средств производства.

В каждом конкретном случае организация производства экономически обосновывает эффективность осуществляемого мероприятия, поскольку для ее повышения недостаточно внед­рить отдельные мероприятии, обеспечивающие повышение про­изводительности оборудования или снижение трудоемкости продукции, или улучшение ее качества, или снижение затрат сырья. Эффективность производства определяется методами эффективного использования элементов производства в их совокупности. Особенностями организации производства являются рассмотрение во взаимосвязи элементов производства и выбор таких методов и условий их использования, которые в наибольшей степени соответствуют целям производства.

Если задачами технологии являются повышение потенциальных возможностей увеличения объема производимой про­дукции,улучшение ее качества, снижение норм расхода ресур­сов приее изготовлении, то задачей организации производ­ства — определение методов и условий для достижения этих возможностей с учетом внешних и внутренних условии работы предприятия.

В этойсвязи многие вопросы организации производства рассматриваются совместно с технологией. Однако организация производстваимеет присущие только ей задачи: углубление специализации,совершенствование форм организации этого процесса,создание определенных предпосылок для повышения экономической эффективности производства.

Сектор обслуживания и сектор производства одинаково важныдля экономикиразвитых государств. В настоящее время сектор предоставленияуслуг обеспечивает более 70 % всех ра­бочих мест в Европе и США. Более того, число работающих в этом секторе продолжает расти.

Развитие аналогичной тенденции наблюдается и у нас. Поэтому хотя удобно рассматриватьпроизводственные сис­темы вчистом виде (производящими только услуги или только товары), вдействительности большинствосистем представляют собой смешанные типы.

Производствои сфера обслуживания отличаются главным образом втом, что производство ориентировано на изделие, а обслуживание — надействие. Дополнительные различия заключаются в следующем:

1. По своей природе обслуживание подразумевает большую степень контакта спотребителем, чем производство. Предостав­лениеуслуги обычно совпадает с потреблением. Со своей сторо­ны, производстводопускает разделение между производством и потреблением, так что производство может находиться далеко от потребителя. Это расширяет возможности выбора места и ме­тодов работы, планирования рабочего графика иосуществле­ния контроля над производством по сравнению со сферой обслу­живания. Производство за счет создания производственных за­пасов может лучше сглаживать неравномерность потребительс­кого спроса.

2. Производство услуг предполагает большее разнообразие вложений, чем типичное промышленное производство. Например, каж­дый авторемонт является специфической проблемой, которую сначаланужно диагностировать,а уже потомрешать. Процесспромышленного производствачасто может контролировать из­менение во вложениях итаким образом снижать изменения ко­нечного продукта. Соответственно, производственные требова­ния в этом случае будут более однородны, чем всфере услуг.

3. Из-за спонтанного потребления услуг и значительной из­менчивости вложений сфера услуг требует более разнообразно­го содержания труда, в то время как промышленное производ­ство, за несколькими исключениями, может бытьболее интенсивным и механизированным.

4. Из-за того, что высокая механизированность ведет к про­изводству товаровболее однородных, сам процесс производства также тяготеет коднородности иэффективности. Деятельностьсферы услуг посравнению с этим кажетсяболее медленной инеуклюжей, а ее конечный продукт более изменчив.

5. Измерение производительности труда на производствебо­лее точно благодаря высокой степениоднородности большин­ства произведенных изделий.

6. В сфере обслуживания гарантировать качество значи­тельнотруднее, потому что производство ипотребление про­исходит одновременно, Кроме того, высокаянеоднородность вложений создает дополнительную угрозу снижениякачества продукции, если за этим качеством не следить строго и постоян­но.Качество в момент создания обычно болееважно для обслу­живания, чем для производства, где ошибки можноисправить прежде,чем заказчик получит продукцию.