Производственный и операционный менеджмент

 

В современной литературе по менеджменту существует два понятия, определяющие управление производительной деятельностью организации. Исторически первая научная дисциплина, содержащая совокупность научных подходов к управлению производством, как процессу изготовления благ материального характера, получила название «Производственный менеджмент». Объектом изучения этой дисциплины выступает производственная система в виде производственного предприятии. Оно призвано осуществлять производственную функцию (от лат. functio – деятельность).

Предметом изучения производственного менеджмента служат принципы и методы управления интегрированной (от лат. intergratio – объединение) деятельностью предприятия, представленной процессами материально-технического снабжения (закупки), производства и сбыта продукции.

Познание и использование на практике научных положений этой дисциплины позволяло и позволяет сегодня руководителям и специалистам производственных предприятий успешно решать задачи управления процессом создания продукции.

В 60-х гг. прошлого столетия в науке управления на западе появился новый термин «Операционный менеджмент», означающий управление всеми видами деятельности, «…связанной с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей» (Гэлловей Л. Операционный менеджмент – СПб: Питер,2002)

Многие ученые связывают появление этого понятия с развитием сектора услуг в экономике, который отличается от производства своим содержанием. Производство ориентировано на изделие (продукт), а обслуживание – на действие практического характера. Вместо выпуска однородных товаров, нормирования и стандартизации трудовых процессов, характеризующих производство, в сфере обслуживания существует спонтанное (от лат. spontaneus – самопроизвольный) потребление услуг, более разнообразное содержание труда.

Оставим без внимания другие, менее важные отличия двух сфер производительной деятельности и обратимся к содержательному смыслу слов, используемых в названии этих двух видов менеджмента. Выше было обосновано использование словосочетания «производственный менеджмент» вместо «управление производством». Название новой дисциплины пришло к нам в переводе с английского (Operations management) и представляет словосочетание «Операционный менеджмент». Обоснование такого названия дисциплины можно найти у Мескона М.Х., Альберта М., Хедоури Ф. (Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.:«Дело»,1992), Гэлловей Л. (Операционный менеджмент – СПб: Питер,2002) и др. Оно сводится к тому, что «…термины «операции» и «производства» взаимозаменяемы» (Мескон М.). «Операции представляют собой любую производительную деятельность, так собственно производство, так и любую другую, связанную с созидательным процессом» (Гэлловей Л). Термины «операция», «оперирование» фигурируют в работах классиков науки управления Ф.Тейлора, Г.Черча, Г. Эмерсона, А.Файоля. Все они утверждали, что «функция оперирования есть функция изготовления, то есть видоизменения или трансформации».

В русскоязычной литературе эти действия, их совокупность получили название «производственные процессы», а операции - их отдельные части. Можно предположить, что одной из причин такого разночтения мог быть перевод английского слова «operation» (операция) как процесс, метод или ряд действий, главным образом практического характера (Collins English Dictionary).

В любом случае мы видим, что особой разницы между понятиями «производственный» и «операционный» менеджмент нет. А если учесть, что в современном представлении (БЭЭ. М.:Эксмо, 2007) производство «органически включает особую сферу – сферу услуг», можно считать производственный и операционный менеджмент однозначными, дающими начало таким специализированным курсам менеджмента, как «Коммерческий менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент туризма» и т.д. и т.п.

В данном учебном пособии рассматриваются основные положения производственного (операционного) менеджмента.