Методология теории государства и права

Методология представляет собой более высокий уровень обобщения теоретических абстракций, представляет систему приемов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология включает в себя структуру научного знания и научной теории; понятия и категории; характеристики схем объяснения, условия и критерии языка науки, методы исследования и построения теории.

Поскольку теория права культивируется методами познания, то теоретико-познавательные проблемы права жестко связаны с проблемами онтологии. Развитие теории в рамках построения новых смыслообразующих центров, качественно новой правовой системы и изменение подходов к личности– субъекту права – приоткрывают новые горизонты познания.

Прежде чем обратиться к современным методам познания, понимания, изучения права, необходимо рассмотреть уже имеющиеся в теории методы.

Единый подход к методам определяется распределением их на общие и частно-научные, способами познания изучаемых явлений. Общий метод включает в себя наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Традиционно общим методом признается метод материалистической диалектики. Выбор данного метода был обусловлен тем, что право существует как социальное явление и нет никакого принципиального различия между юридическими и общественными науками. Работа метода материалистической диалектики осуществляется в праве, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, к их сущности, от сущности явлений к конкретному многообразию, в котором они представлены.

Метод материалистической диалектики исходит от природы человека, социально-экономических, политических и иных условий жизни общества. Право постоянно развивается, и каждый новый этап в движении общества – это новая ступень в развитии права. Этот метод использует основные категории, например, общее и особенное, форма и содержание, явление и сущность. Следует отметить, что ведущей категорией является форма и содержание. Форма представляется обоснованным и опосредованным бытием, существенной определенностью предмета, тем, что отличает одно явление от другого. Содержание самоформируется по закону сущности. Содержание определяет форму, а форма опосредует содержание, т.к. оно не может формироваться произвольно. Форма существует в политических, юридических и других отношениях. Право как разновидность формы превращает общественные отношения в правовые.

Значимость диалектики определяется не только категориями. Кроме названных, в нем используются следующие: явление – сущность, количество – качество, причина – следствие, а направленность познания – не просто от незнания к знанию, а от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности. В этом смысле существует два основных этапа: во-первых, путь от явлений, данных в непосредственном опыте, к их сущности, во-вторых, путь от сущности явлений к тому конкретному многообразию этих явлений, с которых был начат научный анализ.

Генезис и становление целого в рамках диалектического метода является воспроизводством ретроспективного, существующего в действительности отношения. Сам метод начинает работать только с уже сформировавшимися категориями и понятиями, а те понятия, которые находятся в стадии формирования, данному методу познания недоступны.

Теория права продолжает развиваться в рамках нормативной концепции. Право воспринимается как система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Естественным следствием такой трактовки права является, во-первых, примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. Во-вторых, в гносеологическом плане такое восприятие права привело к тому, что право перестало восприниматься как чувственная человеческая деятельность, как практика, а было перенесено в более «высокую» область духовной жизни.

Диалектический метод претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности. Несформированная абстракция является предметностью, не достигшей целого. Диалектическому методу исследования такая абстракция недоступна. Применительно к теории права сам метод рассматривается как восхождение от абстрактного к конкретному.

С методом восхождения от абстрактного к конкретному тесно связаны историческое и логическое в познании права. Логический и исторический методы определяют порядок и последовательность выработки определений, понятий, категорий, входящих в содержание теории. Исторический метод предполагает критический анализ и сопоставление суждений, понятий и категорий с теми историческими фактами, событиями, процессами, в ходе осмысления которых эти суждения, понятия, категории возникали, формулировались. При логическом способе исследователь проводит анализ и сопоставление понятий о предмете с современными ему историческими фактами, событиями, процессами, с современной ему фазой развития предмета.

Применяется также сравнительный метод познания права. Сравнительно-правовой метод применяется по отношению к предметам и явлениям, сосуществующим в данный исторический момент. Сравнивая различные правовые системы, можно анализировать конкретные данные, полученные каждой правовой системой. Существует отрасль юридической науки (сравнительное правоведение), которая занимается изучением различных правовых систем мира.

Общенаучное значение в юридических науках, как и в иных областях знаний, имеет метод системного анализа, с помощью которого правовые явления рассматриваются в единстве, взаимосвязи, т. е. в качестве элементов целостных систем.

Что касается частноправовых методов, то выделим, во-первых, формально-юридический метод. Этот метод используется для определения различных юридических понятий, для классификации тех или иных юридических явлений, для толкования права, юридических норм. Во-вторых, кибернетический – с помощью техники, технических средств, приемов кибернетики. В-третьих, метод социологических исследований в праве. В-четвертых, метод статистический.