Организация как объект менеджмента

Принципы управления

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же как и закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные. Существуют:

1. Принцип целенаправленности (предопределяет сущность программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждой организацией и каждым её подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и предельно конкретно определённой. Но важно обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения).

2. Принцип ответственности (предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций и задач).

3. Принцип компетентности (означает знание менеджером объекта управления, или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений).

4. Принцип дисциплины (означает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей. Инструкций, приказов и других директивных документов).

5. Принцип стимулирования (мотивация трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результате труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников).

6. Принцип иерархичности (предполагает вертикальное разделение управленческого труда, то есть выделение уровней управления, и подчинение высшим уровням низших)

Контрольные вопросы по теме:

1. Какие идеи были разработаны Тейлором?

2. Кто является авторами теории «человеческих отношений?

3. Каковы основные идеи школы поведенческих наук?

4. В чём сущность процессного подхода в менеджменте?

5. Чем характеризуется ситуационный подход?

6. Что такое открытая система?

7. В чем состоит сущность процессного подхода?

8. Какие существуют принципы менеджмента?

9. В чём сущность принципа компетентности?

РАЗДЕЛ 2. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Объект управления – это то, чем управляют, т.е. отрасль, предприятие, подразделение и т.п. В качестве объекта управления могут рассматриваться торговля как сфера деятельности, оптовые и розничные торговые предприятия торговли, а также подразделения этих предприятий.

Субъект управления – это то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением. Субъект управления представляет собой совокупность определённых звеньев управления, выполняющие определённые функции на различных уровнях управления. Причём каждое вышестоящее звено выступает в качестве субъекта управления по отношению к нижестоящему звену. Во время, когда основные предприятия торговли в руках частного капитала, государство утрачивает своё непосредственное управляющее воздействие. Оно ограничивается лишь созданием определённых «рамочных» условий, необходимых для функционирования предприятия, и осуществляет лишь косвенное регулирование их деятельностью. Между субъектом управления и объектом существуют прямые и обратные связи.

Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта управления к объекту управления.

Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команды и состоянии объекта управления.

Субъект и объект управления в совокупности вместе с системой прямых и обратных связей образуют систему управления. В системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект – управляющей подсистемой. Всё вместе представляет собой организацию (туристическую фирму, школу, магазин, банк и т.д.). Каждая организация имеет свою внутреннюю среду и взаимодействует с окружающей средой.

Организация является причиной существования менеджмента, объектом менеджмента и основой менеджмента.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. (Ф. Тейлор). Организация может быть неформальной и формальной.

Различают четыре формы организаций:

1. Юридическое лицо – зарегистрировано, имеет печать, расчетный счет в банке.

2. Неюридическое лицо – подразделения организаций (не зарегистрировано)

3. Неюридическое лицо – предприниматель без организации юридического лица. (зарегистрировано).

4. Неформальная организация граждан.

Организации присущи следующие черты:

1. Наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества.

2. Наличие внешней среды.

3. Получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, духовная форма, информация).

4. Преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, потенциал работников, оборудование, знания, информация) и преобразование их в готовую продукцию.