Как информационные системы влияют на организации

Почему организации создают информационные системы

 

Организации создают информационные системы, чтобы стать более эффективными и сохранять деньги. Информационные системы стали жизненно необходимыми и могут даже быть источником конкурентоспособного преимущества. Однако это не единственная причина для создания систем.

 

 

Рис. 2.5. Процесс развития системы

 

Рис. 2.5 поясняет модель процесса развития систем, которая включает много соображений, отличных от экономических. Эта модель объясняет, почему организации делят системы на две группы: внешнюю, относящуюся к факторам окружающей среды, и внутреннюю.

Относящиеся к окружающей среде факторы, внешние по отношению к организации, влияют на создание и структуру информационных систем. Примерами внешних воздействий являются возрастающие затраты рабочей силы или других ресурсов, конкурентоспособные действия других организаций и изменения в правительственных нормах.

 

Рассмотрим следующий вопрос: "Как информационные системы влияют на организации?" Чтобы ответить на него, мы должны рассмотреть большой объем исследований и теории. Некоторые исследователи базируют свою работу на экономике, другие используют поведенческий подход.

Экономические теории

 

С экономической точки зрения информационные технологии систем могут рассматриваться как средства производства, которые могут свободно заменять капитал и рабочую силу. Так как стоимость информационных технологий падает, они заменяют рабочую силу, которая исторически имеет возрастающую стоимость. Следовательно, в микроэкономической теории информационные технологии должны привести к снижению числа средних менеджеров и служащих, так как информационные технологии заменяют их.

Информационные технологии также изменяют размеры контрактов фирм, потому что они могут уменьшать операционные затраты. Информационные технологии, особенно использование сетей, снижают стоимость рыночного участия (операционные затраты) и делают их заслуживающими внимания для фирм, чтобы заключить контракт с внешними поставщиками вместо того, чтобы использовать внутренние источники поставки.

Другое финансовое воздействие информационных технологий заключается во внутренних затратах управления. Согласно теории организации фирмы зависят от затрат организаций, стоимости контролирующих и руководящих служащих. Поскольку размеры фирмы растут, затраты организации повышаются, потому что владельцы должны расходовать все больше усилий на контроль за служащими. Информационные технологии, уменьшая затраты на приобретение и анализ информации, дают возможность организациям снижать затраты фирмы, потому что с их помощью менеджерам проще наблюдать за большим числом служащих.

Поведенческие теории

 

Исследование поведенческой теории нашло несколько доказательств, что информационные системы автоматически преобразовывают организации. Исследователи изучали запутанные сложные связи, с помощью которых организации и информационные технологии взаимно влияют друг на друга.

Исследователи поведенческих теорий оценили то, что информационные технологии могут изменять иерархию принятия решений в организациях, снижая затраты на приобретение информации и расширяя ее использование. Информационные технологии могли принимать информацию непосредственно от операционных служащих и старших менеджеров, игнорируя средних менеджеров и конторских служащих. Информационные технологии позволяли старшим менеджерам входить в контакт с операционными служащими низшего уровня с помощью передачи данных в сети и компьютеров, устраняя средних посредников управления. В качестве альтернативы информационные технологии могли направлять информацию работникам низшего уровня, которые могли затем принимать собственные решения, основанные на их собственном знании и информации без вмешательства управления. Некоторые исследователи полагают, что компьютеризация увеличила количество информации, даваемой средним менеджерам, уполномочив их принимать более важные решения, чем в прошлом и уменьшая таким образом потребность в количестве работников низшего уровня. Таким образом, информационные системы могут влиять на то, кто делает, для кого, когда, где и как в организации.

Об изменяющейся роли менеджеров в организации см. в разд. 2.3 и 2.4.