Субъекты и объекты экологической экспертизы.

Субъектами государственной экологической экспертизы до­лжны выступать, как правило, три стороны: заказчик, подряд­чик, потребитель. Заказчиком является властная госу­дарственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную экспертизу: Минприроды и ее территори­альные органы, а в необходимых случаях — правительственные органы Федерации либо субъектов Федерации. Подрядчиком является исполнитель задания по экологичес­кой экспертизе. Им может стать научно-исследовательский институт или подобное ему учреждение, которому будет пору­чено провести экспертизу, или самостоятельная комиссия, подо­бранная компетентным органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе общественных отношений следует назвать предприятие, организацию, учреждение, объекты которых стали предметом экспертного анализа.

Под объектами экологической экспертизы понимаются доку­менты, предшествующие производственно-хозяйственной, рек­реационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе:

1. предплановые материалы, проекты гене­ральных планов застройки территорий, в том числе территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйствен­ной деятельности;

2. технико-экономические обоснования проек­тов строительства, реконструкции, ликвидации и т. д. предпри­ятий и организаций;

3. проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов;

4. материалы обследования для придания статуса особо охраняемого объекта либо зоны, нуждающейся в соответствующей реабилитации;

5. обоснования для внедрения новой техники и новой технологии, в том числе ввозимой из-за рубежа.

Обязательной государственной экспертизе также подлежат экологические обоснования лицензий и сертификатов, проекты нормативной технической и инструктивно-методической доку­ментации в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Особым объектом экологической экспертизы является чело­век, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Ее зада­ча —установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружаю­щей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведе­ние эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное зна­чение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза. Ее задача — исследовать соответствие требованиям экологичес­кой безопасности нормативов качества окружающей природной среды предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационно­го воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей природной среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.

Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая эк­спертиза. Ее объектом являются законы, указы, правитель­ственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Федера­ции, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость проведения эколого-правовой экспертизы выте­кает из обязанности экологизации действующего законодатель­ства, возложенной Законом РФ об охране окружающей приро­дной среды на законодательные и нормотворческие органы.

Эколого-экспертный процесс включает пять стадий:

1. назна­чение экспертизы;

2. сбор, обобщение, оценку информации;

3. формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

4. представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа;

5. разрешение споров.

Организация и проведение различных экспертиз:

1. Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного к исполнению.

2. Ведомственная экологическая экспертиза проводится по при­казу соответствующего министерства, ведомства. Ее результа­ты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.

3. Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций.

4. Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.

Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вме­няется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспер­тизу должны быть представлены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последствиях,

Заявление — документ о гарантиях выполнения мер по обес­печению экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степе­ни экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроиз­водству окружающей природной среды. Задача экспертов состо­ит в проверке правильности и научной обоснованности содержа­ния данного документа.

Предварительное заключение экспертной комиссии, подго­товленное и подписанное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объек­тов, затрагивающих экологические интересы населения, прини­мать решение по результатам обсуждения или референдума.

Заключение экспертной комиссии по экологической экспер­тизе утверждается руководителем компетентного государ­ственного органа специальной компетенции — министром, за­местителем министра по охране окружающей среды и приро­дных ресурсов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не соглас­ный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, излагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юри­дическую силу. Они становятся обязательными для всех учас­тников экологических отношений.

Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, на­родный или арбитражный суд. Административный орган, согла­сившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической эксперти­зы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основа­ниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает адми­нистрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической эк­спертизе.