Конституция РФ: понятие и сущность

Содержание раздела

Конституция (от лат. constitutio – установление) – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основные принципы государственного строя, закрепляющий основы правового положения человека и гражданина, систему и полномочия органов государственной власти.

В истории РФ насчитывается пять Конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая 1993 года. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или совершенствование прежних. Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Все они носили классовый характер,, были в значительной степени фиктивны, так как провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.

Конституция РСФСР 1918 года – имела открыто классовый характер, закрепляла диктатуру пролетариата и республику Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Она была конституцией революционного типа, принятой в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергавшей всю прежнюю правовую систему страны.

Конституция РСФСР 1925 года была принята в связи с объединением РСФСР с другими независимыми республиками в СССР и принятием первой Конституции СССР 1924 года. Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года.

Принятие Конституции 1937 года было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей конституционной системы объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

В дальнейшем, Конституция РСФСР была принята в 1978 году, в связи с принятием новой Конституции СССР 1977 года. Конституция как и прежде сохраняла классовый характер, открыто провозглашая руководящую и направляющую роль коммунистической партии. Из всех конституций она была самой нестабильной, часто изменяемой, особенно в последние годы её существования.

В с связи с распадом СССР и глобальными изменениями во всех важнейших сферах жизни общества и государства возникла необходимость принятия новой конституции. Она была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. Вступила в силу Конституция Российской Федерации со дня ее официального опубликования в «Российской газете» 25 декабря 1993 года. Проект Конституции был подготовлен Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ, который внёс его на всенародное голосование. Конституция 1993 года должна была способствовать стабилизации обстановки в обществе, сложившейся в результате противостояния законодательной и исполнительной власти, закончившегося их вооруженным столкновением в октябре 1993 года и роспуском действующих тогда органов законодательной власти – Съезда народных депутатов Верховного Совета РФ.

Основными особенностями Конституции Российской Федерации 1993 года являются:

1) принятие Конституции непосредственно многонациональным народом Российской Федерации. Все предыдущие отечественные конституции принимались представительными органами власти (конституции 1918, 1925 и 1937 годов – Всероссийским съездом Советов, Конституция 1978 года – Верховным Советом РСФСР).

2) Конституция имеет высшую юридическую силу. Это означает, что ни законы, ни какие другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

3) Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

4) Конституция относится к числу так называемых «жестких» конституций, изменения в которые могут быть внесены в особом, усложненном порядке.

5) Конституция имеет особую охрану, осуществляемую всей системой органов государственной власти. Наиболее важная роль в охране Конституции отводится двум органам – Президенту Российской Федерации и Конституционному Суду Российской Федерации. Президент провозглашается гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (статья 80, часть 2, Конституции Российской Федерации). Конституционный Суд же есть судебный орган конституционного контроля.

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, первый из которых включает 9 глав и 137 статей. Преамбула – это вводная часть, в которой сконцентрированы базовые ценности, ориентиры государственного строительства: государственная целостность, суверенная государственность, незыблемость её демократической основы, гражданский мир, согласие, добро и справедливость.

Логика изложения российских конституционных норм такова: основы конституционного строя (1 глава), права и свободы человека и гражданина (2 глава), федеративное устройство (3 глава), Президент РФ (4 глава), Федеральное Собрание (5 глава), Правительство РФ (6 глава), судебная власть (7 глава), местное самоуправление (8 глава), конституционные поправки и пересмотр Конституции (9 глава). Раздел второй – «Заключительные и переходные положения» имеют не статьи, а пункты.

 

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок

Конституция относится к числу так называемых «жестких» конституций, изменения в которые могут быть внесены в особом, усложненном порядке. Прежнюю российскую Конституцию можно назвать «гибкой», поскольку она могла быть изменена большинством (хотя и квалифицированным в две трети голосов) депутатов Верховного Совета (позднее – Съезда народных депутатов). Такое положение способствовало частым, зачастую необоснованным изменениям конституционного текста в угоду тем или иным сиюминутным политическим соображениям.

Для изменения действующей Конституции установлена более сложная процедура. Во-первых, определен закрытый и достаточно узкий перечень органов, имеющих право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таким правом обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Во-вторых, поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Федеральный же конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме этого, поправки для того, чтобы вступить в силу, должны быть одобрены органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

В-третьих, в главы 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» вообще не допускается внесения поправок. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Со дня принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года до настоящего времени поправки были внесены единожды 30.12.2008 года в главы № 4,5,6. Подвергалось некоторому изменению положение статьи 65 (часть 1) Конституции Российской Федерации, которое дает полный перечень всех входящих в состав Российской Федерации ее субъектов. Подобные изменения статьи 65 Конституции не считаются поправками, вносятся в упрощенном порядке и связаны либо с изменением наименования тех или иных субъектов Федерации, либо с объединением нескольких субъектов Федерации в один.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Под конституционным строем, как правило, понимается порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Основы конституционного строя – основополагающие начала, принципы, составляющие идейную и нормативную базу всей конституционно-правовой системы, предполагающей наличие конституционного строя.

Первая же статья Конституции устанавливает четыре наиважнейшие основы конституционного строя. Согласно этой статье Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Последующие статьи главы 1 Конституции содержательно раскрывают названные принципы правового государства (статья 2), демократического государства (статья 3), федеративного государства (статья 5) и т.д.

Итак, можно выделить следующие основы конституционного строя Российской Федерации:

1) принцип правового государства. Суть данной основы конституционного строя раскрывается в статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии же со статьей 18 Конституции права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

2) принцип демократического государства. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону;

3) принцип федеративного государства – отчасти раскрывается в статье 5 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации» (часть 1).

4) принцип государственного суверенитета. Статья 4 Конституции Российской Федерации провозглашает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

5) принцип равного и единого гражданства в Российской Федерации. Общие положения о гражданстве устанавливаются в статье 6 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

6) принцип социального государства. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;

7) принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1, Конституции Российской Федерации);

8) принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (статья 8, часть 2, Конституции Российской Федерации);

9) принцип использования и охраны земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 Конституции Российской Федерации);

10) принцип разделения властей. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;

11) принцип осуществления государственной власти строго уполномоченными на то органами. В силу статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

- Президент Российской Федерации;

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

- Правительство Российской Федерации;

- суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти;

12) принцип местного самоуправления – в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации);

13) принцип идеологического и политического многообразия, многопартийности (статья 13 Конституции Российской Федерации). Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

14) принцип светского государства. В силу статьи 14 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

15) принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов (статья 4, часть 2, статья 15, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а Конституция Российской Федерации, кроме того, имеет высшую юридическую силу. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

16) принцип официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов. Согласно статье 15, часть 3, Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальным опубликованием нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иного федерального органа исполнительной власти считается первая публикация его полного текста в «Российской газете». Официальным опубликованием закона Новгородской области (областного закона), нормативного правового акта Губернатора Новгородской области, Новгородской областной Думы, Администрации Новгородской области считается первая публикация его полного текста в газете «Новгородские ведомости». Официальным опубликованием решения Думы Великого Новгорода, нормативного правового акта Мэра Великого Новгорода, Администрации Великого Новгорода считается первая публикация его полного текста в газете «Новгород»;

17) принцип признания общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы.