Стадия – реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в фактическом поведении участников общественных отношений.

Особенности функционирования механизма правового регулирования на третьей стадии: происходит фактическое использование субъектами права своих субъективных прав, исполнение ими своих юридических обязанностей и соблюдение правовых запретов, осуществляется правомерное поведение. Акты реализации права в виде соблюдения, исполнения и использования субъектами регулируемых отношений требований правовых норм могут совершаться по различным мотивам. Но для общества предпочтительнее соблюдение субъектами права требований правовых норм добровольное и сознательное, а не вызванное страхом быть привлеченным к юридической ответственности. Однако необходимо учитывать, что добровольность и сознательность реализации права сопряжены с наличием у субъектов определенного уровня правовой культуры.

На третьей стадии процесс правового регулирования может завершиться, так как при воплощении требований правовых норм в жизнь достигается непосредственный результат действия всего механизма правового регулирования – устанавливается правопорядок.

Непосредственная реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей не предполагает каких-либо дополнительных юридических действий со стороны государства, органов местного самоуправления, других компетентных структур. Например, совершая покупку в магазине, покупатель после оплаты покупки автоматически становится ее собственником; пассажир городского электротранспорта, входя в вагон трамвая, оплачивает свой проезд и осуществляет поездку до нужной ему остановки. Субъективное право реализовано, юридические последствия наступили (купивший стал собственником, перевозка пассажира осуществлена) – значит, механизм правового регулирования сработал, правовое регулирование завершено.

Процесс реализации права может осуществляться разными методами, представляющими собой совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. В частности, выделяют императивный метод правового регулирования (централизованное регулирование «сверху донизу», основанное на принципах субординации и подчинения и властно-императивных началах (широко применяется в административном, уголовном, уголовно-исполнительном праве и т. п.)) и диспозитивный метод правового регулирования (децентрализованное регулирование, основанное на принципах координации и равноправия, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны (широко применяется в гражданском и семейном праве).

Используемый инструментарий: соблюдение, исполнение и использование юридических предписаний.

4 стадияприменение права.

Особенности функционирования механизма правового регулирования на четвертой стадии, котораяво многих случаях носит необязательный характер: если реализация субъективных прав и обязанностей по каким-либо причинам не происходит и совершается правонарушение, то в процесс правового регулирования на уровне конкретных отношений включается государство.

Властноевмешательство компетентных государственных, муниципальных и иных органов в процесс наступления соответствующих юридических последствий требуется не всегда. Опосредованная реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей осуществляется в ходе правоприменения, когда имеет место индивидуальное правовое регулирование, разрешение на основе норм права конкретных юридических дел.

Особая форма реализации права, которая состоит в разрешении компетентными органами юридического дела и вынесении конкретного решения, используется:

1) в случаях, когда соответствующие юридические отношения без вмешательства государства не могут возникнуть (основой правоотношений, например, являются приказ начальника Санкт-Петербургского университета МВД России о зачислении курсантов на первый курс; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии; регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния);

2) в случаях, когда возникает спор о праве (например, о праве на собственность) и лицо обращается в суд (в данном случае с иском о признании права собственности); завершающей стадией правового регулирования будет являться правоприменительная деятельность и ее результат – правоприменительный акт (решение суда (в нашем случае о признании права собственности), приговор суда; решение государственных, муниципальных органов и т. п.);

3) в случаях правонарушения и привлечения субъектов права к юридической ответственности (применение юридической ответственности к конкретному правонарушителю невозможно без решения компетентного органа (суда, инспектора ГИБДД и т. д.)). Законность деятельности правоохранительных органов государства, принимающих решения о юридической ответственности, высокий уровень правосознания работников этих органов, их правовая культура – необходимые условия эффективности механизма правового регулирования на данной стадии.

Используемый инструментарий: правоприменительная деятельность и правоприменительные акты.

Все стадии правового регулирования должны соответствовать нормам права, закрепленным в действующем законодательстве. Результатом осуществления процесса правового регулирования является правовой порядок.

С некоторыми оговорками можно утверждать, что каждой стадии правового регулирования соответствует элемент механизма правового регулирования.

 

Соотношение стадий правового регулирования и элементов механизма правового регулирования
стадии правового регулирования   элементы механизма правового регулирования
нормативная регламентация общественных отношений   норма права  
возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей.   правоотношение  
реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в фактическом поведении участников общественных отношений   акты реализации прав и обязанностей
  применение права     акты применения права