Общие положения соглашений

Использование посредников

 

Одним из главных показателей высокого профессионального уровня коммерческой фирмы является число посредников, активно содействующих ей в сбыте товаров на наиболее перспективных рынках. До либерализации внешнеэкономической деятельности крупные экспортные внешнеторговые объединения, такие как Станкоимпорт, Автоэкспорт, Энергомашэкспорт, Трактороэкспорт, Машиноэкспорт, Нефтеэкспорт и др., имели больше чем по сотне посредников и представительств за границей, многие из которых, в свою очередь, создавали многоступенчатые системы сбыта через субпосредников и дилеров. Ряду крупных внешнеторговых объединений, преобразованных в акционерные общества, удалось до настоящего времени сохранить за границей значительную часть своих представительств и посредников. Однако падение производства и снижение конкурентоспособности российских товаров, к сожалению, ведут к потере традиционных внешнеторговых связей. В то же время новые экспортные и импортные российские организации создают новые посреднические структуры, содействующие сбыту и закупкам продукции на внешнем рынке. Многие челноки, создав необходимую материальную базу и приобретя надежных торговых партнеров за границей, объединяются в достаточно крупные торговые фирмы, имеющие постоянных посредников как за рубежом, так и на территории России.

Однако недостаток опыта и криминализация российских посреднических структур, особенно в экспорте сырьевых товаров, в импорте лекарств, табака, алкогольных напитков и продуктов питания, пока не позволяют рыночному механизму оптимизировать число посреднических звеньев, что ведет к повышенным издержкам обращения, необоснованному обогащению посредников, контролирующих определенные товарные потоки, и в конечном счете к росту потребительских цен.

Контрольные вопросы по темам 1—3

 

1. В чем состоит независимость посредников от их клиентов (продавцов, покупателей, арендодателей и др.)?

2. Какие преимущества изготовителям, продавцам и покупателям дает использование посредников?

3. Какие виды посредников Вы знаете?

4. Что лежит в основе любого посреднического соглашения?

 

Глава 9. Соглашения с посредниками

 

По своей структуре и содержанию соглашения с посредниками весьма близки к контрактам купли-продажи (см. разд. I и II учебника).

На заглавном листе соглашения содержится название документа, например «Посредническое соглашение с комиссионером» — если в его основе лежит договор комиссии, «Посредническое соглашение с дистрибьютором» — если в его основе лежит договор с перепродавцом (дистрибьютором) и т.д. Если в основе соглашения лежит агентский договор, то документ называется «Агентское соглашение». Называть такие коммерческие документы «Договор комиссии», «Договор поручения», «Агентский договор» и т.д. вряд ли правильно: хотя они и основываются на подобных договорах, но содержащийся в них комплекс прав и обязанностей сторон обычно гораздо шире, чем в договорах.

Посредническому и агентскому соглашениям, так же как и контрактам купли-продажи, присваиваются номера, указываются даты и места их подписания.