Виды посредников

 

Посредники делятся по национальной принадлежности и функциональным задачам (рис. 8.1), а также по комплексам обязательств, определяющих виды договоров, принятых за основу посреднических соглашений. Схема отражает систему посредников по сбыту товаров. Схема посредников, содействующих приобретению товаров, не имеет принципиальных отличий.

 

 

По национальной принадлежности посредники делятся на национальных посредников, содействующих обращению товаров на внутреннем рынке, внешнеторговых национальных посредников и иностранных посредников. К национальным (российским) посредникам относятся те, главный офис которых находится на территории России независимо от доли участия в них иностранного капитала.

По характеру деятельности и особенностям отношений с предпринимателями посредники подразделяются на следующие виды.

Коммерческие представители — посредники, выполняющие поручения предпринимателей (принципалов) по поиску для них коммерческих партнеров и действующие от имени принципалов при заключении ими договоров (см. ст. 184 ГК РФ).

Комиссионеры — посредники, содействующие по поручениям предпринимателей (комитентов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими фирмами (см. гл. 51 ГК РФ).

Поверенные — посредники, которые по поручениям предпринимателей (доверителей) содействуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей (см. гл. 49 ГК РФ).

Агенты — посредники, совершающие по поручению предпринимателя (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (см. гл. 52 ГК РФ).

Дистрибьюторы — оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают товары продавцов, заключая контракты купли-продажи. В ГК РФ отношения дистрибьюторов и продавцов особо не регулируются, однако Международная Торговая Палата (г. Париж) разработала типовой дистрибьюторский контракт. В связи с широким распространением дистрибьюторских отношений в российской и международной торговле положения типового дистрибьюторского контракта положены в разработку соответствующего раздела учебника (подробнее см. п.7 данной главы).

Европейское экономическое сообщество (сейчас Европейский союз) приняло в 1986 г. Директиву № 86/635, регулирующую взаимоотношения сторон в агентских соглашениях. Директива вступила в действие с 1 января 1990 г. По этой Директиве к агентам отнесены независимые посредники — физические и юридические лица, на которых возлагается постоянная обязанность либо проводить переговоры по купле-продаже товаров для других лиц, называемых комитентами, либо проводить переговоры и заключать сделки от имени и за счет комитентов. Из этого определения видно различие в понятии агента в соответствии с ГК РФ и Директивой ЕЭС.

В 1996 г. Международная Торговая Палата опубликовала типовой коммерческий агентский контракт, в соответствии с которым основной обязанностью агента является сбор заказов у покупателей для принципала, который имеет право принять их или отвергнуть. Агент не имеет права заключать контракты с третьими лицами или иным образом излагать обязанности принципала перед третьими лицами. Это совершенно иная трактовка прав и обязанностей агента, более похожая на предусмотренные ст. 184 ГК РФ функции посредников-представителей.

Тем не менее ряд положений указанных агентских договоров, апробированных практикой российских коммерсантов, рекомендуется в учебнике в качестве условий защиты интересов сторон посреднических соглашений.