Китайско-конфуцианская цивилизация.

Особенности развития цивилизаций Востока в средние века.

Краткое изложение теоретических вопросов

План изучения темы

1. Особенности развития цивилизаций Востока в средние века.

2. Китайско-конфуцианская цивилизация.

3. Буддизм на Востоке в средние века.

4. Арабо-мусульманская цивилизация.

 

Основные понятия:Ислам, мусульманство, традиционные устои.

 

 

Период средневековья на Востоке давно и остро обсуждается историками, и выделяют две точки зрения:

1. Средние века – явление уникальное, они были только у Европы.

2. Средние века – это, прежде всего, феодализм, который был и на Западе, и на Востоке, где он имел свои особенности, связанные с существенно более значимой ролью государства.

Но очевидной грани, отделяющей древность от Средневековья, на Востоке, в отличие от Запада не было. Многое из того, что сформировалось в древности, плавно перешло в Средневековье.

- Особый тип государства – восточная деспотия.

- Развитый и организованный бюрократический аппарат.

- Сильная и сплоченная община как ключевой элемент социальной жизни.

- Преобладание государственной собственности на землю.

Постоянный фактор развития большинства средневековых государств – мощное давление на них со стороны находящейся на племенном уровне или переходящей к государственной стадии кочевой периферии.

Сохранялось влияние религий, возникших в «осевое время» в середине 1 тыс. до н.э. (конфуцианство, буддизм).

Особенности средневекового Востока

1. Приверженность традиции.

2. Воспроизводство сложившихся и испытанных форм государственной и социальной жизни.

3. Уровень развития ремесла, торговли, техники, обработки земли, благосостояния общества Востока до начала XVI в. опережал Европу.

До 18 в. Восток оставался для европейцев символом богатства и утонченной роскоши.

Марко Поло (XIII век) одним из первых сообщил европейцам о сказочных богатствах Востока.

III в. – Китай распался на несколько феодальных государств и подвергся нашествию кочевников с севера. Империя Тан (VII – IX вв.)- объединила весь Китай, это время расцвета цивилизации. Была установлена неограниченная власть императора, который считал себя «Сыном Неба». Империя Сун (IX – XIII вв.). После периода «пяти династий и десяти царств» в 960 г. утвердилась династия Сун. Это время строительства дорог, каналов, новых городов, расцвет науки. В это же время началась продолжительная война Китая с соседними чжурчжэнями, которые установили своё господство в стране, но вскоре растворились среди китайцев. В 1211 г. войска Чингисхана разгромили Китай. Далее правила (1280-1368 гг.) монгольская династия Юань. Династия Мин (XIV – XVII вв.). Попытка восстановить страну закончилась нашествием маньчжуров. Маньчжурская династия Цин (XVII – XX вв.) свергнута революционной волной в начале ХХ века.

Конфуцианская цивилизация Китая

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – выдающийся философ Китая, создавший новое учение для новой цивилизации. К этому времени завершился переход к феодализму, требовавший новых политических взглядов. Взгляды Конфуция стали своеобразной религией и сохранились до настоящего времени, во многом определяя жизнь китайского общества.

Особенности китайской цивилизации

- Отсутствие частной собственности на землю.

- Жесткий контроль над всем обществом, включая высшие его слои.

- Государственное управление экономикой и торговлей.

- Попытка государства установить социальную гармонию в обществе.

Все это приводило к укреплению государственного феодализма, при котором не было большого различия между рабством и свободой.

Культура китайской цивилизации

Производство шелка, фарфора, изделий из бронзы, слоновой кости и ценных пород дерева. Стали выпускать печатные книги, изобрели разборный шрифт. В 8 веке в столице начала выходить первая газета «Столичный вестник». Изобрели порох, который быстро нашел применение в военном деле. Развиваются астрономия, математика, история, география.