Прогнозирование состояния внешней среды

Разработка решений в условиях неопределенности и риска требует не только изучения внешней среды, но и ее прогнози­рования. Прогнозирование - это предположение динамики раз­вития ситуации в будущем, основанное на имеющейся инфор­мации.

В зависимости от особенности внешних факторов разли­чают прогнозы:

- экономические;

- развития технологии;

- конкурен­ции;

- состояния рынка; - социальные.

Экономические прогнозы - характеризуют общее состояние развития экономики на прогнозируемый период (в стране, ре­гионе, отрасли, компании).

Прогнозы развития технологии раскрывают ближайшее и отдаленное будущее технологических процессов, в них оцениваются различные качественные характеристики нововведений на предмет эффективности, экономичности, тру­доемкости, энергоемкости и других параметров.

Прогноз развития конкурентов отражает их ожидаемую стратегию и тактику, долю продукции и продажи на рынке, намерения относительно выпуска новых изделий и др.

Прогнозы состояния рынка товаров разрабатыва­ются с учетом текущего состояния и перспектив развития эко­номики, влияния политических факторов, проведения ценовой политики, стандартов по защите окружающей среды (для ряда товаров), динамики уровня доходов населения, демографиче­ской ситуации и др.

Социальные прогнозы свидетельствуют об отношении людей к событиям социальной жизни, различным общественным явлениям. При разработке решений важно, в частности, учитывать покупатель­ские намерения и предпочтения относительно новых товаров, отношение покупателей к разного рода услугам.

Многообразие видов прогнозов предполагает использова­ние различных методов для их разработки. Условно выделяются три группы методов прогнозирования: количественные, качест­венные и неформальные. Каждая из групп имеет свои подвиды (рис.7.2.1.). В состав количественных включается множество методов про­гнозирования. К простейшим относятся методы экстраполяции, которые применяются в условиях, когда сложившуюся тенден­цию в развитии какого-либо явления можно перенести на буду­щее (экстраполировать). Имеющаяся информация позволяет выявить статистически достоверные зависимости для внесения возможных корректив. Методами экстраполяции (анализа вре­менных или динамических рядов) рассчитываются, в частности, прогнозы объема и структуры товарооборота, производства продукции, потребности в кадрах.

 

Рис. 7.2.1. Группы методов прогнозирования

 

Рассмотрим подробнее методику расчета прогнозов воз­можной продажи товаров, используя метод аналитического вы­равнивания динамических рядов, и метод, основанный на рас­чете среднегодовых коэффициентов роста (снижения). Так, имея динамический ряд (tп) продажи товара (например, швей­ных изделий), можно рассчитать прогноз возможной реализа­ции на следующий (tп+1) год, используя уравнение прямой

у = а + bt

Параметры уравнения а и b определяются методом «наи­меньших квадратов» по формулам

где у - продажа товаров,

t - порядковый номер года в ряду динамики,

n - число лет базисного периода,

- средние значения данных показателей,

- знак сложения указанных величин.

Данный метод расчета прогнозов известен как метод ана­литического выравнивания динамических рядов. Покажем поря­док расчета прогноза на примере (цифры условные):

Таблица 7.2.1

Показатели динамических рядов

 

Годы Порядковый номер года в ряду динамики (t) Продажа швейных изделий (млн. руб.) (y) (yt) (t2)
42,2 42,2
48,2 96,4
53,7 161,1
55,3 221,2
65,7 328,5
63,9 383,4
ИТОГО 329,0 1232,8

 

На основе приведенных данных порядок расчета парамет­ров а и bследующий;

 

Подставив полученные данные в формулы (1) и (2) будем иметь:

 

Таким образом, уравнение, характеризующее развитие продажи швейных изделий во времени, имеет вид

Для прогноза возможной продажи в следующем году (теку­щем, плановом) подставляем порядковые номера ряда динами­ки, соответствующие этим годам. Так, для 1997 года t будет равно 7, для 1998 года - 8. Тогда возможный объем продажи швейных изделий соответственно по годам будет равен:

Прогноз развития продажи товаров, как отмечалось, может быть рассчитан и с применением среднегодовых коэффициен­тов роста (снижения), который определяется по формуле:

где -среднегодовой коэффициент роста (снижения)

п - число лет базисного периода

уп - конечный уровень базисного динамического ряда

у0 - начальный уровень базисного динамического ряда.

При прогнозировании уровней продажи каждый последую­щий уровень принимается равным предыдущему, умноженному на средний коэффициент роста (снижения). Например,

Пример расчета прогноза продажи пальто женских (цифры условные) п = 6 (лет) уп = 28,1 (млн. руб.) у0 = 19,1 (млн. руб.)

Среднегодовой коэффициент роста будет равен:

Прогноз возможной продажи пальто женских составит:

Причинно-следственное моделирование или многофакторные модели нацелены на анализ достаточно сложных явлений с двумя или более переменными. Например, при разработке про­гноза объема спроса на швейные изделия необходимо учесть уровень доходов населения, взаимозаменяемость товаров, уро­вень цен, объем производства и другие факторы. Степенные, линейные многофакторные уравнения регрессии могут использоваться и при определении норматива численно­сти работников по той или иной управленческой функции и для решения множества других проблем.

где Н - норматив численности по функции управления

x 1...Р - количественные значения факторов, влияющих на численность работников по функции управления,

а 1…p - коэффициенты регрессии (показатели степени и ко­эффициенты при факторах (х,...хп) в линейном уравнении отра­жают степень влияния конкретного фактора на численность ра­ботников по управленческой функции);

а0 - постоянный коэффициент уравнения нормативной формулы.

В частности, в кооперативных организациях потребитель­ской кооперации при расчете норматива численности работни­ков по функции планирования в качестве основных факторов выступают объем товарооборота, количество торговых и других предприятий, численность обслуживаемого населения. По функции учета и контроля - численность работающих на пред­приятии, количество отчитывающихся субъектов и др.

Качественные методы прогнозирования применяются в ус­ловиях недостатка информации для количественных оценок ли­бо предубежденного отношения руководителей к ним. В основе этой группы методов лежат экспертные оценки. В качестве экс­пертов могут выступать специалисты («мозговая атака»), потре­бители, либо признанные авторитеты (эксперты). Качественные методы, в их составе эвристические, до сравнительно недавнего времени противопоставлялись алгоритмическим (количественным). Ныне при решении проблем, связанных с неопределенно­стью, рекомендуется их разумное сочетание.

Неформальные методы прогнозирования основаны на ин­формации, получаемой различными методами. Источниками вербальной информации (наглядной) могут быть средства мас­совой информации (кроме печатной), смежники, потребители, поставщики, конкуренты, совещания, конференции. Она отли­чается небольшими материальными затратами и недолговременностью.

Письменная информация представляет собой материалы печати, как правило периодической. Это газеты-еженедельники, информационные бюллетени, освещающие материалы отчетов фирм, банков и т.д.

Наиболее важной по ценности признается информация, по­лучаемая в результате промышленного шпионажа (атрибут ры­ночной экономики, порожденный конкуренцией). Эта информа­ция по мере использования по целевому назначению может рассекречиваться.

Полезно учитывать при прогнозировании внешней среды некоторые рекомендации методологического характера, кото­рые включают:

- четкое установление цели прогноза,

- определение перечня возможных альтернатив решений а основе рассчитанных прогнозов, а также уровня в системе управления, где они будут приниматься;

- определение допустимых пределов точности прогнозов.

Следует иметь в виду, что чем выше управленческий уро­вень, тем выше должна быть точность прогноза, так как и не­большие погрешности (в пределах 5%) могут повлечь за собой весьма существенные затраты. При оценке достоверности про­гнозов обращается внимание на прогнозируемые изменения в развитии событий, чреватые существенными последствиями. Разработка прогнозов в ходе подготовки решений позволяет, с одной стороны, увязать целевую их направленность с потребно­стями социального развития общества (предприятия), с другой - взвесить последствия решений, ориентированных на долговре­менную перспективу. Поэтому столь необходимо располагать информацией о складывающихся тенденциях развития, пре­дельных значениях и ограничивающих условиях.

Аналитические методы прогнозирования дают возможность сопоставить перспективное состояние объекта с исходным, тре­бующиеся и фактические ресурсы, возможные варианты дейст­вий и оценку их эффективности. Важное место в прогностиче­ской работе занимает исходный уровень (база), его качествен­ное состояние, поскольку допущенные неточности (завышение или занижение) трансформируется в будущее.

В последнее время широко применяются динамические мо­дели для описания и предварительного расчета комплексных процессов развития. Это, естественно, не исключает использо­вание статических и эконометрических методов исследования динамических рядов. Весьма популярным является и основан­ный на экспертных оценках метод сценариев. В нем экспертные оценки структурируются и увязываются в форме сценария.

Динамические модели и сценарии нередко комплексно ис­пользуются при системном анализе и разработке прогнозов. Этот подход применяется в диалоговых системах, где руководи­тель может оценить будущее развитие ситуации, вводя в ЭВМ данные с учетом собственного видения проблемы.

Результаты анализа внешней среды и ее влияния позволя­ют руководителям увереннее ориентироваться в выборе альтер­натив, связанных с условиями риска и неопределенности.