СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Вопросы, которые возникают перед каждым руководителем, можно сформулировать следующим образом: может ли Информационная Технология (Information Technology, IT) решить проблему повышения эффективности бизнеса операций в компании, существует ли методология, позволяющая дать определенный ответ, можно ли измерить эффективность внедрения IТ. Увы, если под измерением понимать возврат на вложенный рубль инвестиций, то в этом смысле эффективность IТ-проектов НЕИЗМЕРИМА. Невозможно оценить абсолютно объективно окупаемость, скажем, ERP или CRM систем.

Многие исследования, направленные на «привязку» IT-инвестиций к конкретным показателям доходности, упускают из виду тот факт, что IT влияет на достижение стратегических целей опосредованно. Как измерить эффективность ускоренного обмена информацией, более быстрого обслуживания клиентов, наглядного и полного представления информации и как результат — принятия верного решения? Если провести аналогию, то нужно ли измерять эффективность инвестиции в офисную АТС, если нет альтернативного способа наладить в компании связь. Другое дело, когда необходим выбор между АТС для IР-телефонии и стандартной цифровой, между разными номерными емкостями. Что выгоднее? Каково соотношение функциональностей и стоимости? Какие функции нужны именно вам? Какие излишни? Здесь оценки могут пригодиться.

Конечно, цифры полезны, более того, необходимы, если у вас уже есть стратегия и остается выяснить, что данная технология по всем параметрам соответствует ее достижению. То есть при принятии решения нужно ориентироваться на стратегию, а цифры использовать для контроля. Ведь оценки могут показать, что достигается экономия, а со стратегической точки зрения вы упустите выгодные возможности, которые не поддаются прямой оценке.

Именно поэтому согласование IТ и бизнес стратегии (IT business alignment) уже более 25 лет является вопросом номер один для западных компаний. В настоящее время сегодня тенденции по созданию IТ-стратегии заметны и в ряде ведущих российских компаний, на собственном опыте убедившихся в необходимости такой работы. Естественно, для этого компания должна иметь генеральную стратегию: понимание того, куда она движется и зачем. Вопреки распространенному мнению, проблемы, связанные с пониманием целей, существуют не только в российских компаниях.

Многие западные руководители также не обладают «долгосрочным видением». Но в условиях развивающегося рынка, зарождающихся потребностей, отсутствия опыта риск совершить ошибку, полагаясь исключительно на интуицию, возрастает.