Введение

Лекции

Быковец Н.П.

 

 

по дисциплине “Информационные технологии ”

 

Для специальности 080501 – Экономика и управление,

 

 

 

 

Новотроицк 2012 г

 


Лекционный материал для дисциплины «Информационные технологии в экономике » Для специальности 080501 – «Экономика и управление.

Лекционный материал содержат тематику лекций, рассматриваемые вопросы, теорию к ним и предназначен для самостоятельной работы студентов

Методические указания подготовлены старшим преподавателем кафедры «Прикладная информатика и управляющие системы автоматики» Н.П.Быковец.

 

Утверждено на заседании кафедры ПИиУСА, протокол № от


Оглавление

Введение 4

1. Информационные процессы и объективная необходимость их автоматизации. 5

Объективная необходимость автоматизации информационных процессов. 5

Цель информатизации. 6

2. Структура и форма представления экономической информации. 8

Учебные вопросы: 8

Простые и составные единицы информации. 8

Экономический документ. 9

Массив, как физическая единица обработки информации. 10

3. Автоматизированные информационные системы и технологии Автоматизированные информационные системы. 12

Учебные вопросы: 12

Понятие системы и её основные свойства системы.. 12

Автоматизация, как комплекс организационного и экономического характера. Понятие информационной системы.. 12

Процессы в информационной системе. Функции и информационных систем.. 14

Причины использования информационных систем.. 14

4. Классификация автоматизированных информационных систем. 16

Учебные вопросы: 16

Рабочие станции и деловые арм.. 16

Экспертные системы и системы поддержки принятия решений. 18

Технология автоматизации офиса. 19

6. Автоматизированные информационные технологии. 21

Учебные вопросы: 21

Понятие автоматизированной информационной технологии, функции АИТ.. 21

Составляющие информационной технологии. 21

7. Классификация автоматизированных информационных технологий. 26

Учебные вопросы: 26

Этапы развития АИТ.. 26

Классификационные признаки АИТ.. 27

Тенденции развития информационных технологий. 29

8. Методические и организационные принципы создания АИС и АИТ. 31

Учебные вопросы: 31

Основные правила системотехники. 31

Основные принципы создания АИС и АИТ.. 31

Организационные вопросы построения АИС и АИТ.. 31

9. Стадии разработки и содержание результатов выполнения этапов проектирования АИС. 33

Учебные вопросы: 33

Технология проектирования АИС. Стадии жизненного цикла процесса разработки и функционирования АИС.. 33

10. Корпоративные информационные системы. Особенности внедрения. 35

Учебные вопросы: 35

Процесс внедрения корпоративной информационной системы (КИС) 35

Факторы успеха внедрения корпоративной информационной системы (КИС) 36

Основные принципы реализации проекта внедрения. 38

Организация выполнения проекта внедрения. 38

Основные этапы проекта внедрения. 39

Основные причины неудачных внедрений КИС.. 40

11. Основы сетевых информационных технологий. 41

Учебные вопросы: 41

Модель взаимосвязи открытых систем.. 41

Функции уровней программного обеспечения: 42

Протоколы в ЛВС.. 43

Организация взаимодействия устройств в сети. 44

Методы передачи данных в сетях ЭВМ... 44

Список использованных источников. 46


Современное социально-экономическое и политическое состояние российского общества характеризуется глубокими кризисными процессами. В то время как развитые страны мира и западное сообщество в целом за последнее десятилетие создали мощную информационную инфраструктуру и высокими темпами осуществляют формирование единого информационного пространства, Россия оказалась в стороне и находится в начале решения этой задачи. Такое положение является серьезным препятствием к международному сотрудничеству, ведет к огромным экономическим потерям и не позволяет создать в России современный цивилизованный рынок товаров и услуг.

Реализация стратегической цели—вывод России из кризиса, достижение высоких экономических и социальных результатов, достижение роли полноправного партнера в мировой экономической системе в значительной степени зависят от того, каковы будут масштабы использования информационных технологий во всех сферах деятельности, а также от того, какую роль будут играть эти технологии прежде всего в повышении эффективности общественного труда.

Информатизация должна быть ориентирована на все возможные области деятельности отдельного человека, любого субъекта рынка 'и государства. Информатизация предусматривает массовое использование информационных технологий во всех сферах деятельности человека, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование любой экономической, организационной и социальной структуры.

Для решения этих проблем разработана государственная Программа информатизации России. Ее основные проекты направлены на стимулирование естественно развивающихся коммерческих процессов информатизации и на экономическую поддержку тех направлений, где рыночные механизмы пока не могут дать результатов, необходимых для активного развития экономики и социальной сферы России.

Главная цель информатизации — повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения. Исходя из необходимости удовлетворения потребностей граждан и организаций в своевременной и достоверной информации следует учитывать спрос на информационные технологии с требуемыми потребительскими свойствами для повышения результативности труда в сфере научных исследований, проектирования и производства продукции и услуг, включая и социальные услуги.

Объектами процессов информатизации являются: машинообрабатываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции; информационные технологии; программные средства: информационно-вычислительные системы и сети; информационные услуги.

Субъектами взаимодействия и отношений в области информатизации являются физические и юридические лица, государственные органы и административно-территориальные образования, являющиеся авторами; накопителями, владельцами или потребителями машинообрабатываемой информации, программных средств, информационных систем, технологий или услуг.

Экономические цели информатизации состоят в получении, обработке и применении информационного ресурса для повышения эффективности использования всех видов народнохозяйственных ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, финансовых, производственных.

Социальные цели информатизации состоят в улучшении качества и расширении ассортимента социальных услуг, предоставляемых гражданам, за счет использования информационных технологий в социальной сфере; интеллектуализации досуга и увеличении доли свободного времени в общем времени жизнедеятельности человека: обеспечении реализации демократических свобод для широких слоев населения, в том числе повышение качества образования: повышение уровня медицинского обслуживания; укрепление социальной защиты; смягчение издержек социальных преобразований; развитие демократизации и гласности; повышение оперативности и обоснованности политических и экономических решений.