Этапы создания презентации.

I. Подготовительный этап

  1. Сбор информации

На данном этапе уточняется цель научного мероприятия, а именно, тема, назначение мероприятия, уточняется продолжительность выступления, изучается программа мероприятия, проверяется соответствие выбранной темы доклада тематике научного мероприятия, изучаются особенности аудитории. Не менее важным является получение сведений о предоставляемом материально-техническом обеспечении.

 

  1. Составление плана презентации.

При составлении плана презентации необходимо придерживаться определенной схемы представления материала, так как схема помогает структурировать информацию и, соответственно, облегчить ее восприятие целевой аудиторией. Предлагаем следующую схему:

Проблема ► Исследование ► Результаты ► Выводы

или

Проблема ► Результаты ► Исследование ► Выводы

Звено «Проблема» включает постановку задачи, проблемы и цели исследования, обзор известных ранее результатов. Звено «Исследование» освещает основные этапы исследования, методы и условия работы. Звено «Результаты» содержит информацию об основных результатах автора. Звено «Выводы» завершает презентацию, включая информацию о критериях оценивания качества решения, основных результатах работы, о перспективах дальнейшего исследования.

При сборе и структурировании информации для каждого звена необходимо определить круг вопросов, которые предполагается охватить, степень важности тезисов, актуальность, логичность и сбалансированность представляемой информации. Любая фраза должна говориться зачем-то. Не просто потому, что Вы этим занимались в процессе работы. Каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам, быть для них посылкой, и в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели — донести до аудитории две–три по-настоящему ценных мысли. Тогда выступление будет цельным и оставит хорошее впечатление. Следует помнить, что аудитория хочет увидеть компетентное и подготовленное выступление, услышать четко и понятно сформулированную идею, понять связь излагаемой идеи с практикой, поэтому презентация должна быть легкой, краткой, прямо «в точку»!

 

  1. Оформление слайдов.

Успешная презентация требует продумывания каждого слайда. При этом важно ответить на вопросы:

- как идея этого слайда раскрывает основную идею всей презентации?

- что будет на слайде?

- что будет говориться?

- как будет сделан переход к следующему слайду?

Информация, представленная на слайдах, должна отвечать следующим требованиям:

  1. Один слайд – одна идея.
  2. Одна мысль-высказывание – одна строка.
  3. 5-6 строк – один слайд.
  4. 5-6 слов – одна строка.
  5. Один слайд – одна-две минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух. На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться подольше. Если они не будут поняты, то не будет понято ничего. Слайды с графиками результатов, наоборот, легко проскакивать в ускоренном темпе. Объяснение графика в типичном случае: «По горизонтальной оси отложено …, по вертикальной оси — …, видно, что…». При объяснении таблиц необходимо говорить, чему соответствуют строки, а чему — столбцы.
На двадцать минут презентации должно приходиться не более семи-восьми слайдов.
  1. Светлый текст на темном фоне.
  2. Сохранение одной цветовой схемы.
  3. Нумерация слайдов.
  4. Отсутствие или ограниченное использование специальных эффектов.
  5. Использование графической информации
  6. Разумное распределение информации на слайдах.
  7. Слайды должны представлять фактическое доказательство Ваших словесных аргументов. Демонстрируемый на слайдах текст не прочитывается, а показывается аудитории, автор же подтверждает данными на слайдах представленную устно информацию, не дублируя ее.
  8. Кроме информационных слайдов, презентация также должна включать слайд, открывающий презентацию, так называемый титульный лист, на котором указан автор и тему доклада. На защите необходимо также указывать фамилию и инициалы научного руководителя и организацию. На конференциях – название и дату конференции. Это делается в том числе и для того, чтобы при обмене файлами с коллегами и при выкладывании в Интернете назначение презентации было понятно без дополнительных комментариев.
  9. Последний слайд с выводами в коротких презентациях проговаривать не надо. В случае с выступлением на конференции необходимо резюме.

 

  1. Составление презентации с помощью специальных программ, таких как MS PowerPoint, MS Word, программа LATeX, инструменты интерактивной доски SMARTBOARD.
Изучите специальную литературу по использованию вышеуказанных продуктов.