Обеспечения

Подсистемы

Каждая функция информационной системы может выполняться отдельным компо­нен­том ИС. Та­кой компонент называется подсистемой или модулем (в зависимости от про­из­вольно оцениваемой сложности или размера компонента). В небольших ИС под­сис­те­ма может реализовать несколько функций; в больших и сложных ИС их функции детали­зируются (простейший пример — разде­ле­ние функций хранения и обработки ин­фор­ма­ции). Каждая такая детальная функция может реализовываться своей подсис­те­мой; под­системы могут реализовывать несколько различных детальных функций (отно­ся­щихся, на­пример, к одному из видов информации, обрабатываемой ИС). Например, под­система расчета заработной платы в бухгалтерской ИС может реализовывать все 4 фун­к­ции ИС, но по отношению только к некоторой части финансовой информации (исполь­зу­емой при расчете заработной платы, но не требующейся, например, для учета дви­же­ния обо­ру­дования).

Для того, чтобы подсистемы ИС могли реализовывать функции ИС, необходимы компо­нен­ты, согласованно используемые всеми или, по крайней мере, несколькими подсисте­ма­ми. Такие компоненты называются обеспечениями (или видами обеспечения). Разли­чают по крайней мере пять обеспечений:

  • Аппаратное (компьютеры в той или иной комплектации; специфические для ИС периферийные устройства: сканеры. принтеры, синтезаторы звука, цифровые микрофоны, кассовые аппараты, устройства отображения информации и др.; устройства управления датчиками физических величин и считывания данных с них (например, счетчик яиц на конвейере птицефабрики); кабели и оборудование телекоммуникационных сетей; аппаратура электропитания и вентиляции и др.).
  • Программное (операционные системы; языки программирования[1], на которых вы­полняется разработка ИС; системы управления базами данных (СУБД); инфор­ма­ци­он­но­-поисковые системы (ИПС); библиотеки программных компонентов; сер­верное прог­раммное обеспечение, например, веб-сервер). В программное обес­пе­чение инфор­мационных систем никогда не включаются[2] средства их разработки (ре­дакторы программных текстов, компиляторы и др.).
  • Лингвистическое (словари данных и другая метаинформация (информация об информации), искусственные языки, используемые в ИС — например, языки запро­сов к СУБД/ИПС, языки форматных преобразований; описания коммуникативных форматов и др.).
  • Информационное (полупостоянная информация, мало или совсем не изменя­е­мая за время жизни ИС — нормативно-справочная информация (НСИ), — напри­мер, перечень районов города или список слов, не включаемых в словарь ИПС).

Информационное и лингвистическое обеспечения иногда объединяют, включая лингвистическое обеспечение в информационное или наоборот.

  • Организационное (производственные роли, руководства пользователей и адми­нистраторов ИС).