Разрешение неустойчивых трезвучий
VI I T III
Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.
Таблица трезвучий мажорного лада
| Виды трезвучий | На каких ступенях строятся | ||
| в натуральном мажоре | в гармоническом мажоре | в мелодическом мажоре | |
| б. 5/3 | I(Т), IV(S), V(D) | I(Т), V(D) | I(Т), VII
|
| м. 5/3 | II, III, VI | III, IV (sг) | IV(s), V (d) |
| ум. 5/3 | VII | II, VII | II, III |
| ув. 5/3 | нет | VI
| VI
|
Таблица трезвучий минорного лада
| Виды трезвучий | На каких ступенях строятся | ||
| в натуральном миноре | в гармоническом миноре | в мелодическом миноре | |
| б. 5/3 | III, VI, VII | V, VI(Dг) | IV(Sм), V (Dг) |
| м. 5/3 | I(t), IV(s), V(d) | I(t), IV(s) | I(t), IIм |
| ум. 5/3 | II | II, VII
| VI , VII
|
| ув. 5/3 | нет | IIIг | IIIм |
Разрешение неустойчивых трезвучий лада и их обращений в тонику при кварто-квинтовом и терцовом соотношениях этих аккордов производится следующим образом: неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения, а устойчивые остаются на месте в том же голосе. Например:
219 

Ш Т6 Ш6 T6/4 III6/4 Т VI T6/4 V6 Т VI6/4 Т6
При секундовом соотношении трезвучий (II—I и VII—I) все три голоса иногда могут тяготеть в одну сторону (как, например, II—I). Однако движение всех голосов в одном направлении нежелательно, поскольку нередко оно приводит к запрещенному в школьной практике параллелизму квинт. Поэтому надо либо взять данное неустойчивое трезвучие в обращении (в виде секстаккорда или квартсекстаккорда), где вместо параллельных квинт образуются параллельные кварты, либо один из звуков (в данном случае обычно квинту II ступени) вести не по секундовому тяготению вниз, а непосредственно в приму тоники ходом на терцию вверх:
220 

Возникающий при этом восходящий ход на терцию (от VI к I ступени лада) чаще всего заполняют проходящим поступенным движением (через VII ступень), в результате чего после трезвучия II ступени реально возникает (в роли вспомогательной гармонии) секстаккорд VII ступени, который затем и разрешается в тонику:
221 