Рекомендуемые темы рефератов.

1. История развития трансплантологии. Успехи современной трансплантологии.

2. Вклад русских и советских ученых в развитие трансплантологии.

3. Проявление регенерационной способности у различных видов животных.

4. Регенерация у млекопитающих животных и человека.

5. Методы эксплантации органов.

6. Методы современной трансплантологии.

7. Трансплантация сердца.

8. Создание искусственных органов и тканей, проблемы при их трансплантации.

 


IV. ЭКОЛОГИЯ ПАРАЗИТОВ

 

ТЕМА. ВВЕДЕНИЕ В ПАРАЗИТОЛОГИЮ

 

Цель занятия:  
  1. Изучить основные понятия паразитологии.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Выучить по учебникам и конспектам лекций разделы: «Биологические основы паразитизма и трансмиссивных болезней», «Паразитизм как биологический феномен».

Литература:

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Ярыгин В.Н. (ред.) Биология. М. Высшая школа. 2003, т. 2.

3. Конспекты лекций.

4. Сайт кафедры.

Самоконтроль.

1. Подготовка к занятию достаточна, если вы можете ответить на вопросы:

- Что изучает наука паразитология, на какие разделы она делится?

- Что изучает медицинская паразитология?

- Какие разделы выделены в медицинской паразитологии и что они изучают?

- Назовите формы биотических связей.

- Дайте определение понятия «хищничество».

- Что такое симбиоз? Его формы.

- Определение понятия «мутуализм». Примеры.

- Определение понятия «форез». Примеры.

- Определение понятия «комменсализм». Его формы и их характеристика. Примеры.

- Определение понятия «паразитизм», «паразит».

- На какие группы делят паразитов по их действию на организм хозяина?

- Пути происхождения эктопаразитов, эндопаразитов, кровепаразитов.

- Классификация паразитов по месту паразитирования.

- Классификация паразитов по времени паразитирования.

- Определение понятия «хозяин».

- Какие типы хозяев вы знаете?

- Какие действия оказывает паразит на организм хозяина?

- Как реагирует организм хозяина на присутствие паразита?

- Определение понятия «переносчики». Виды переносчиков. Примеры.

- Классификация паразитарных болезней по природе возбудителя. Примеры.

- Классификация паразитарных болезней по распространению и их характеристика. Примеры.

- Структура природного очага заболевания.

- Классификация паразитарных болезней по способу передачи возбудителя. Примеры.

- Факторы передачи возбудителя при алиментарном пути заражения.

- Определение понятий «факультативно-» и «облигатно-трансмиссивных» заболеваний. Примеры.

- Классификация паразитарных болезней в зависимости вида хозяев.

- Понятия девастации и дегельминтизации.

- В чем заключается личная и общественная профилактика антропозоонозов?

- Роль отечественных ученых и врачей в развитии общей и медицинской паразитологии.

 

1. Собеседование по вопросам общей и медицинской паразитологии (90 мин)

2. Письменная контрольная работа по данной теме (20 мин).

 


ТЕМА. ТИП ПРОСТЕЙШИЕ – PROTOZOA

КЛАСС САРКОДОВЫЕ – SARCODINA

КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ – FLAGELLATA

Цели занятия:  
  1. Изучить общую характеристику типа Простейшие, классов Саркодовые, Жгутиковые; морфологию и жизненные циклы паразитических простейших. 2. Научиться применять теоретические знания по данной теме для лабораторной диагностики антропозоонозов.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Повторите по учебникам и конспектам лекций основные понятия паразитологии.

2. Выучите по учебникам и конспектам лекций разделы: «Тип Простейшие. Классы Саркодовые, Жгутиковые».

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. Высшая школа, 2003, т. 2.

2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. –М. : Владос. Пресс, 2005.

3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант, 2003.

4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М., 2004.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы:

1. Можете написать и прочитать по латыни название типа, классов, изучаемых представителей.

2. Сможете дать:

Общую характеристику типа Простейшие.

Общую характеристику классов Саркодовые, Жгутиковые.

Морфологическую характеристику дизентерийной амебы, лямблии, лейшмании, трипаносомы, трихомонады.

Характеристику циклов развития вышеперечисленных представителей.

3. Сможете ответить на следующие вопросы:

1. Какой признак положен в основу деления типа Простейшие на классы?

2. Какой тип и способ питания характерен для простейших?

3. Как происходит выделение продуктов обмена?

4. Формы раздражимости у простейших?

5. Какие формы бесполого и полового размножения характерны для простейших?

6. Чем характеризуется процесс инцистирования?

7. Чем отличается у простейших циста от вегетативной формы?

8. Каково биологическое и медицинское значение инцистирования?

9. Какие процессы происходят в клетке простейших при эксцистировании?

10. Какие пути заражения человека паразитическими простейшими существуют?

11. Какие методы лабораторной диагностики антропозоонозов вы знаете?

12. Какая форма дизентерийной амебы является патогенной и почему?

13. На чем основана дифференциальная диагностика амебиаза?

14. Чем морфологически отличается тканевая и клеточная форма лейшманий и почему?

15. Чем объясняется наличие ундулирующей мембраны у трипаносомы и трихомонады?

16. В чем заключается личная и общественная профилактика амебиаза, трипаносомоза, лейшманиоза, лямблиоза, трихомонадоза?

 

Методические указания по выполнению

учебно-исследовательской работы

В альбом записать тему занятия и задание.

Тема: «Тип Простейшие – Protozoa

Класс Саркодовые – Sarcodina

Класс Жгутиковые – Flagellata»

Задание:  
  1. Зарисуйте цикл развития дизентерийной амебы, лейшмании. На рисунке подпишите стадии развития паразита и где они локализуются (30 мин). 2. Используя демонстрационные микропрепараты, таблицы, выполните работы № 1-6. 3. Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.