Самостоятельная работа на занятии
Вопросы для самоподготовки
Память и внимание как составляющие психического здоровья
Эмоции
Тема 11: Сон и сновидения
Время:2 часа
Мотивационно - воспитательная характеристика темы:признаком ухудшения психического здоровья является снижение таких важных составляющих жизнедеятельности человека как умственная работоспособность, сон, отрицательное психоэмоциональное состояние.
Учебная цель:уяснить влияние сна, эмоционального состояния, памяти и внимания на психическое здоровье.
Содержание занятия
Таблица 11.1
Этапы занятия | Цель данного этапа | Время |
1.Вводный контроль | Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля | 10 мин |
2.Опрос - беседа | Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. | 25 мин. |
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя | Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. | 45 мин. |
4. Завершающий этап | Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. | 10мин. |
- Сон. Виды сна, его функции.
- Теории сна
- Стадии сна по данным ЭЭГ.
- Эмоции и здоровье.
- Память. Её свойства и процессы. Виды памяти.
Домашнее задание
1. Записать стадии сна по данным ЭЭГ.
2. Записать классификацию эмоций.
3. Записать в виде таблицы характеристику основных ритмов ЭЭГ
Ритм ЭЭГ | Частота | Амплитуда | Функциональное состояние |
Таблица 11.2
Задание | Объект | Программа действия | Ориентировочные основы действия | ||||||||||||||||||||
1. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания | Человек | Студенты образуют пары испытуемый - экспериментатор. Экспериментаторы в течение 1 мин рисуют для испытуемых по одной таблице перепутанных ломаных линий. Испытуемые по команде в течение 3 мин только глазами находят конец каждой линии и помечают её соответствующим номером в правом столбике. Степень устойчивости произвольного внимания оценивается по количеству правильно найденных за 3 мин. концов линий. Далее испытуемым предъявляют портрет с двойственным изображением. По секундомеру экспериментаторы отмечают время восприятия и опознания испытуемым обоих образов. Чем быстрее человек увидит оба портрета, тем больше у него выражена способность к переключению внимания. | Произвольное внимание развивается при трудовой деятельности. Разные виды труда развивают различные свойства произвольного внимания. У оператора высокая устойчивость внимания, у телеграфистов развивается объём внимания, водитель автобуса должен уметь быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. | ||||||||||||||||||||
2. Определение объёма кратковременной слуховой памяти у человека | Человек | Преподаватель зачитывает первый ряд цифр, студенты, прослушав полностью, записывают в тетрадь. И так все ряды. Проверяем. Если первый, второй, третий ряды записаны верно и в правильной последовательности, а в четвёртом ряду обнаружены ошибки, то объём памяти будет равен количеству цифр в третьем ряду, т.е. пяти и т.д. | Необходимо установить то максимальное количество знаков, которое человек может усвоить на слух с одного предъявления и точно воспроизвести. Объём кратковременной слуховой памяти у человека в среднем равен 7. | ||||||||||||||||||||
3. Выявление преобладающего типа памяти | Человек | В течение 1 мин. Преподаватель читает 10 слов, через 10 секунд все записывают и проверяют слуховую память. Через 3 мин показывают таблицу с десятью словами в течение 1 мин, убирают и через 10 сек записывают и проверяют зрительную память . Через 3 мин читают вслух 10 слов Студенты слушают, шёпотом повторяют, «записывают» в воздухе . Через 10 сек записывают и проверяют комбинированную слухомоторную память. Через 3 мин студенты слушают слова, видят их, повторяют шёпотом, «записывают» в воздухе. Через 10 мин записывают запомнившиеся слова, проверяют комбинированную зрительно – слухомоторную память. | Определение коэффициента памяти
|
Вопросы для самоконтроля
- Процессы памяти.
- Законы памяти.
- Назовите виды сна.
- Что такое ЭЭГ и какие ритмы ЭЭГ вы знаете?
- В чём особенность парадоксального сна?
- Какие эмоции относят к стеническим и астеническим?
- Перечислите стадии состояния напряжения.