Автоматизированное рабочее место бухгалтера

Автоматизированные рабочие места (АРМ) работников бухгалтерии и учетных работни­ков низовых подразделений предприятия (мест возникновения первичной информации) являются центральным звеном АИСБУ.

Автоматизированное рабочее место бухгалтера (АРМ бухгалте­ра)- это рабочее место бухгалтера, оснащенное:

- персональным компьютером;

- программным обеспечением;

- совокупностью ин­формационных ресурсов индивидуального или коллективного пользования.

Автоматизированной бухгалтерией называется бухгалтерия, оснащенная совокупностью АРМ.

В ней значительная часть рутинной работы по переработке инфор­мации выполняется компьютером. Вместе с тем бухгалтер может активно вмешиваться в процесс решения задач обработки дан­ных, самостоятельно формируя информацию, позволяющую при­нимать обоснованные решения. Компьютер становится повсе­дневным орудием труда учетного работника, органично вписыва­ясь в технологию его работы. При этом акцент переносится с фор­мально-логических аспектов обработки информации на процесс принятия решений. Такая технология сокращает поток бумаж­ных носителей, снижает трудоемкость выполняемых работ, повы­шает профессиональный уровень работников и комфортность ус­ловий их работы. Как и при ручной технологии организации учет­ных работ, бухгалтер несет полную персональную ответствен­ность за весь учетный процесс, но, продолжая выполнять традиционные функции, он выступает и в функции оператора ПЭВМ, становясь непосредственным участником процесса автоматизированной обработки информации.

Компьютеры позволяют решить и проблему автоматизации документирования хозяйственных операций на основе создания АРМ служб первичного (оперативного) учета - АРМ СПУ. АРМ работника первичного учета обеспечивает автоматизацию регист­рации всех видов первичной информации, ее накопление и пере­дачу в бухгалтерию в форме документов на машинных носителях.

АРМ бухгалтера включает основные компоненты:

- ПЭВМ;

- комплекс программ для обработки учетной информации;

- обучающую систему:

- гипертекстовую систему документации для пользователя;

- интегрированную систему подсказок;

- систему закладок, указателей и справок;

- систему примеров;

- систему кон­троля и обнаружения ошибок;

- сервисные средства настройки АРМ:

- алгоритмов расчетов;

- бухгалтерских и технологических параметров;

- технического обеспечения (прин­тера, модема, сканера)

- эргономического обеспечения (экранных форм)

- средства экс­плуатации АРМ:

- классификаторы;

- генератор отчетных форм;

- ад­министратор баз данных;

- инструментарий приема/передачи дан­ных по каналам связи;

- копирования и сохранности данных;

- мони­торинг - контроль за работой конкретных пользователей;

- часы;

- калькулятор;

- методическое обеспечение АРМ:

- документация и методиче­ские материалы по применению программ;

- регламен­ты выполнения работ по обработке информации

- правовое обеспечение АРМ.

Конкретная насыщенность каждой из компонент определяется теми задача­ми, которые решаются на данном месте.

АРМ в бухгалтерии могут функционировать:

- автономно;

- в составе компьютерной сети.

При автономном режиме работы АРМ создаются для решения отдельных функциональных задач и не могут оперативно использовать всю информационную базу экономического объекта, а обмен информацией между различны­ми АРМ выполняется с помощью машинных носителей.

Работа на базе компьютерных сетей позволяет:

- организовать обмен данны­ми между АРМ по каналам связи;

- объединить информационное пространство объекта управления;

- организовать доступ к информационному пространству объекта управления любого работника в пределах его полномочий.

Каждое АРМ рас­сматривается как самостоятельная подсистема, а вместе они со­ставляют единое целое. При этом главный бухгалтер имеет возможность руководить процессом решения функциональных задач и интегрировать результаты работы отдельных бухгалтеров, оперативно получая обобщенную информацию для составления сводных отчетов и принятия решений. В то же время, сохраняет­ся возможность автономной работы каждого из бухгалтеров.

АИСБУ может использовать не только локальные, но и гло­бальные сети для подключения территориально удаленных под­разделений и доступа к внешним информационным службам об­щего назначения (национальным информационно-поисковым системам, базам данных и т.д.).

Организационная структура бухгалтерии определяет но­менклатуру (количество) АРМ.

Распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии определяют состав задач, кото­рые будут решаться на конкретном АРМ.

Специфика функций, выполняемых на каждом из АРМ, требует раз­ных информационных и программных ресурсов. Распределение работ зависит и от технической базы, а также от уровня компью­терной подготовки специалистов бухгалтерии.

Как правило, АРМ в бухгалтерии организуются в соответствии с традиционным распределением работ по разделам учета:

- основ­ных средств,

- материальных ценностей,

- заработной платы,

- денежных средств;

- выпус­ка, отгрузки и реализации готовой продукции,

- затрат,

- сводного учета и т.д.

В зависимости от объема работ и общего числа компьютеров на одном рабочем месте могут решаться задачи нескольких разделов учета.

Возможен и другой вариант, когда один раздел учета будет распределен между несколькими рабочими местами. Например, расчеты по заработной плате могут быть распределены по не­скольким рабочим местам, на каждом из которых выполняется об­работка данных одного подразделения (цеха, филиала).