Основные сведения

Система управления электроприводом брашпиля по системе генератор-двигатель

Рекомендации по выбору систем электроприводов якорно-швартовных устройств

Процесс съёмки с якоря включает в себя:

1. вспомогательные операции, связанные с освобождением цепных стопоров и

подготовкой механизма;

2. выбирание цепи;

3. ввод якоря в клюз и крепление его в походном положении, и др.

Несмотря на многочисленные попытки автоматизировать весь процесс работы

якорно-швартовных устройств, многие операции остаются ручными и не поддаются авто-

матизации.

В настоящее время автоматизирована отдача якоря при помощи управления ленточ

ным тормозом с мостика ( рубки ). Длина вытравленной якорь-цепи контролируется при помощи счётчика в 2-х местах- на мостике и непосредственно у привода якорно-швартов

ного устройства на полубаке.

Процесс выбирания цепи также может быть автоматизирован, однако перед вводом

якоря в клюз рекомендуется перейти на местное управление для визуального контроля за движением цепи и якоря.

Швартовные операции в силу специфики должны находиться под непрерывным

визуальным контролем ( кроме операций по контролю натяжения троса, который может быть автоматизирован при помощи автоматических швартовных лебёдок – АШЛ ).

Для всех типов шпилей и брашпилей морского и речного флота в пределах калиб

ров цепей 100 мм ( водоизмещение судов до 100 000 Т включительно ) целесообразно при

менение асинхронных короткозамкнутых полюсопереключаемых электродвигателей серии МАП с 2-мя и 3-мя обмотками на статоре. Степень защиты – IP56.

Системы генератор – двигатель применяют в случае, если мощность электроприво-

да более 20% мощности судовой электростанции.

 

 

Системой генератор-двигатель ( Г-Д ) называют систему, в которой исполнитель-

ный двигатель, приводящий в движение механизм, питается от отдельного генератора, а не от судовой сети.

Сам генератор приводится в движение дизелем ( на электроходах ) или асинхрон-

ным электродвигателем ПД ( в данной схеме ).

Система Г-Д имеет низкий коэффициент полезного действия – 30 - 40%, что объяс-

няется трёхкратным преобразование энергии. В данной схеме такое преобразование проис

ходит:

  1. в приводном асинхронном двигателе ПД, в котором электроэнергия судовой сети преобразуется в механическую на валу двигателя;
  2. в генераторе Г, в котором механическая энергия приводного двигателя ПД преобразуется в электрическую самого генератора;
  3. в исполнительных двигателях 1ИД, 2ИД, в которых электрическая энергия, получа-

емая от генератора Г, преобразуется в механическую на их валах.

Однако система Г-Д позволяет плавно и в широких пределах регулировать скорость

исполнительного двигателя, чего нельзя достигнуть иными способами регулирования скорости. Поэтому она до сих пор широко применяется на судах.

В этой системе обмотки якорей генератора Г и исполнительных двигателей 1ИД и 2ИД соединены последовательно ( они обтекаются одинаковым током ), что позволило создать простую и эффективную защиту от токов перегрузки при помощи последователь

ной противокомпаундной обмотки ( ПКО ) генератора ( см. ниже ).