Проектировочный расчет

Расчет допустимого контактного напряжения

Экспериментально установлено, что контактная прочность рабочих поверхностей зубьев определяется в основном твердостью этих поверхностей. Допускаемое контактное напряжение для расчета на прочность при длительной работе:

 

H] = КHL/[SH] = ,

где – предел контактной выносливости при базовом числе циклов перемены напряжений:

- для шестерни = 2∙230+70 = 530 МПА;

- для колеса 2∙200+70 = 470 МПА;

 

КHL – коэффициент долговечности, при длительной эксплуатации

КHL = 1,0;

[SH] – коэффициент безопасности, [SH] = 1,1÷1,2, примем [SH] = 1,15.

Определяем расчетное допускаемое контактное напряжение:

- для шестерни = 530∙1,0/1,15 = 461 МПА;

- для колеса 470∙1,0/1,15 = 408 МПА;

Вычисляем допускаемое контактное напряжение для косозубого зацепления:

= (461+408)×0,45 = 391 МПа.

 

2.1. Определяем межосевое расстояние, аw, мм:

где М1 — вращающий момент, действующий на валу шестерни, Н·м;

Ψbа — коэффициент ширины зубчатого колеса по межцентровому расстоянию, выбирается из стандартного ряда: Ψbа = 0,2; 0,25;0,315; 0,4

КНβ — коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии, КНβ=1,022;

Ка — вспомогательный коэффициент, для косозубых передач Ка = 410 КПа1/3;

изуб — передаточное число зубчатой передачи.

Полученное значение аw округляем до ближайшего большего стандартного значения: 100, 125, 140, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355, 400, 450, 500.

2.2. Определяем ширину зубчатого венца, bi, мм:

b2 = Ψbа ·аw = ;

b1 = b2 + 5 =

2.3. Определяем нормальный модуль зубьев колес, mn, мм:

= ;

где Km — вспомогательный коэффициент, для косозубых колес Km = 2,8·103;

K — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, K=1,017.

Полученное значение модуля округляем до ближайшего большего стандартного значения: 1,0; 1,25; 1,5; 2,0; 2,25; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 8,0; 9,0; 10.

2.4. Определяем угол наклона зубьев, βmin, градус:

βmin=arcsin(4·mn/b2) = °.

2.5. Определяем суммарное число зубьев:

z=2aw cosβmin/mn = .

2.6. Определяем числа зубьев колес:

z1 = z/ (uзуб + 1) = ;

z2 = z– z1 = .

2.7. Определяем фактический угол наклона зуба, β, градус

β=arccos(0,5z·mn/aw) = °.