Виды планирования в организации.

Изучение данного вопроса студент должен начать с усвоения того, что процесс планирования на предприятии осуществляется поэтапно: разработка стратегии развития, определение тактики, составление оперативных планов. В соответствии с этими этапами выделяется три вида планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.

2.1. Стратегическое планирование.

 

Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий по достижению поставленных целей.

 

Цель стратегического планирования заключается в создании и поддержании стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами во внешней среде.

В процессе осуществления стратегического планирования необходимо учитывать следующие аспекты:

- распределение ресурсов (фондов, технологий, опыт, управленческих кадров и др.);

- адаптацию к внешнему окружению (улучшение отношений с окружением);

- внутреннюю координацию (отражение сильных и слабых сторон организации);

- осознание организационных стратегий (формирование организации, способной учиться на предыдущих стратегических решениях).

Процесс стратегического планирования осуществляется в следующей последовательности:

1. Определение миссии и целей организации.

Начальным этапом стратегического планирования является определение миссии (главной цели) организации и разработка комплекса целей, которые конкретизируют общую цель во времени и пространстве и определяют четкие и понятные задания каждого подразделения и отдельных работников.

2. Оценка и анализ факторов внешнего окружения.

Целью изучения внешней среды предприятия является выявление факторов неблагоприятного воздействия, т.е. угроз и факторов благоприятного воздействия, которые создают возможности для развития предприятия

3. Оценка сильных и слабых сторон организации.

Цель анализа внутренней среды – выявление сильных сторон предприятия для максимального использования внешних возможностей и выявление слабых сторон предприятия, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.

4. Разработка стратегии.

Стратегия – это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании.

Стратегия организации включает три обязательных составляющих:

1) особенная компетентность указывает на самые сильные стороны деятельности организации. Это та сфера деятельности, в которой организация имеет наибольшее преимущество и желает его использовать в будущей деятельности в качестве стратегии бизнеса;

2) сфера деятельности определяет стратегический размер рынка, на который ориентирует свою деятельность организация. В зависимости от своего потенциала организация может выбирать в качестве рыночной стратегии один рынок с определенным количеством взаимосвязанных товаров, ориентировать свою деятельность на нескольких рынках или осваивать множество рынков;

3) размещение ресурсов указывает на выбор руководством организации предпочтительных сфер деятельности и выделение на их развитие ограниченных ресурсов.

Базовыми стратегиями являются:

- стратегия роста;

- стратегия ограниченного роста;

- стратегия сокращения;

- сочетание первых трех стратегий.

Стратегия роста предполагает значительное ежегодное повышение уровня развития предприятия над уровнем показателей предыдущего периода. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстроизменяющимися технологиями.

Стратегия ограниченного роста является наиболее распространенной стратегической альтернативой. Для нее характерно установление целей от достигнутого, но скорректированных с учетом инфляции или других изменяющихся условий внешней среды. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. Организации выбирают эту альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.

Стратегия сокращения выбирается организациями реже всего. К этой стратегии прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменят этой тенденции. В рамках стратегии сокращения может быть также несколько вариантов:

– полная ликвидация (распродажа материальных запасов и активов организации);

– отсечение лишнего (часто фирмы продают некоторые свои отделы, заводы и вкладывают средства в другие отрасли);

– сокращение и переориентация (сокращение производственной и организационной структуры с целью переориентации операционной деятельности под другие виды продукции или услуг).

Стратегии сочетания всех альтернатив скорее всего будут придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях. Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех упомянутых стратегий – роста, ограниченного роста и сокращения.