Цели и задачи в системе современного менеджмента
Цель — это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Яркой характеристикой любого экономического субъекта выступает цель его деятельности. Отсутствие четко выраженной цели лишает менеджмент осмысленности. Стратегические цели формулируются на основе миссии организации и отражают долгосрочные экономические интересы субъектов хозяйствования.
При всем разнообразии подходов к определению и структурированию сфер и стратегических целей один тезис остается решающим: для коммерческих организаций целевая ориентация, в отличие от миссии, так или иначе связана с прибыльностью бизнеса. Прибыльность можно характеризовать различными показателями измерения, но в любом случае она должна быть достаточной для реализации экономической стратегии организации. Меру достаточности теоретически возможно определить на основе концепции вмененных издержек: в долгосрочном периоде право на существование сохраняют лишь организации, доход которых позволяет компенсировать им совокупные затраты, включая нормальную (среднюю, общественно нормальную) прибыль. Подчеркнем, что прибыль сверх нормальной возможна и допустима, но со стратегической точки зрения на ее получение вряд ли стоит ориентироваться, так как межотраслевая конкуренция и перелив капитала приведут к снижению сверхприбыли до среднего уровня. Конкретная форма цели зависит от предполагаемого периода ее достижения: чем дольше этот период, тем глобальнее цель.
2. Цели следует устанавливать в следующих областях деятельности: конкуренция и участие в рынке; рост прибыли; предложение продукции потребителям и целевые рынки; маркетинг и сбыт;
производство и труд; распределение доходов; исследования и разработки; результаты производства; финансы и контроль. Характеристики целей:
• конкретность и измеримость;
• ориентация во времени, очередность установления целей от долго
срочных к краткосрочным;
• достижимость;
• взаимосвязь, отсутствие противоречия в нескольких целях.
3.Достижение целей разбивается на задачи достижения определенных подцелей в заданных временных рамках и ресурсных ограничениях. Понятие "задача" отличается от понятия "цель" подробной конкретизацией времени, объема и ресурсов исполнения. Решение задачи — это достижение цели, которая может быть оценена количественно. Задачи делятся по трем основаниям: достижение определенных результатов с сотрудниками, предметами, информацией.
Цели организации: типология, предъявляемые требования
1. К целям организации предъявляют следующие требования :
• необходимость конкретизации;
• операциональность целей — способность их к преобразованию в задачи, рабочие задания, пригодность в качестве базиса и мотивации для исполнения;
• нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий;
* множественность и сопоставимость целей;
• распределение иелей по всем областям, от которых зависит выживание организации:
• производство;
• маркетинг;
• финансы;
• инновации;
• персонал;
• менеджмент.
Формулировка целей зависит от избранной предприятием стратегии.
В области инноваций акцент делается на завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции.
В области маркетинга — выбор новой товарной ниши, создание определенного имиджа у товара.
Производственные цели направлены на повышение производительности труда и эффективности.
В финансовой сфере — сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.
В управлении персоналом — обеспечение высокой мотивации персонала, формирование условий, необходимых для развития творческого потенциала работников.
2. Цели можно классифииировать по таким основаниям как.
• период установления.
• стратегические (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
• тактические;
• оперативные;
содержание.
• экономические;
• социальные;
• организационные;
. политические;
• научные;
сфера действия:
• маркетинговые;
• производственные;
• инновационные;
• финансовые;
• кадровые;
• административные;
среда:
• внутренние;
• внешние;
приоритетность:
• особо приоритетные;
• приоритетные;
• прочие;
измеримость:
• количественные;
. качественные;
повторяемость:
• постоянные;
• разовые;
иерархия:
. цели организации;
• структурных подразделений;
стадия жизненного цикла:
• проектирование и создание организации либо товара,;
• рост;
• зрелость;
• завершение.